Ерофеев П.В.
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ЭПОХУ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА 1918 - 1921 ГГ.


Мир в новое время
Санкт-Петербург, 2001
- 20 -

Формирование советской идеологии, ее принципы и причины господства на шестой части земного шара относятся к наиболее интересным и важным проблемам XX в. Предлагаемый анализ зарождения основ советской идеологической системы, не претендуя на всеобъемлемость, акцентирует внимание на основных ее положениях.

Социальной причиной формирования новой идеологии являлась, прежде всего, бедность большей части населения, вызванная Первой мировой войной. Известный социолог Питирим Сорокин отмечал, что сознание индивида резко меняется при изменении кривой качества и количества пищи. Эти изменения состоят в следующем: при изменении количества пищи в меньшую сторону мировосприятие людей изменяется под влиянием теорий, одобряющих применение мер, способных дать пищу, и подавление всего мешающего этому. П. Сорокин называет два необходимых фактора: 1) резкий рост дефицитного или сравнительного голодания при невозможности утолить голод другим путем, кроме захватов и переделов; 2) резкая имущественная дифференциация в стране. Очевидно, что оба этих явления присутствовали в предреволюционной России.

Политической причиной столь радикальной идеологии можно назвать сам процесс развития российского общества, отмеченный терроризмом и расстрелами демонстраций. Политический экстремизм был лишь усилен экономическим кризисом и анархией, наступившими в 1917 г.

Отказываясь от обычной "буржуазной" демократии, большевики создали классовую пролетарскую демократию, основой которой стали Советы. Верный принципу отмирания государства, В.И. Ленин отмечал, что Советы есть "нечто такое, что уже не есть собственно государство". Именно новыми советскими учреждениями он собирался заменить "разбитую государственную машину". Однако Советы быстро исчерпали себя. Бертран Рассел в 1920 г. застает "систему Советов в агонии". Советы, как и профсоюзы, все более и более подчинялись РКП(б), превращаясь из представительных и независимых учреждений в исполнительные органы большевиков.

- 21 -

Что касается института государства, то по этому вопросу В.И. Ленин определил позицию большевиков еще в работе "Государство и революция": "Буржуазное государство не "отмирает"… а "уничтожается" пролетариатом в революции. Отмирает после этой революции пролетарское государство или полугосударство". Однако можно сделать вывод, что к началу 1920-х гг. в России сложилась форма государственности, которую можно назвать олигархией с компартией во главе, или диктатурой во главе с В.И. Лениным, который имел почти абсолютную власть. Но, несмотря на то, что его методы являются диктаторскими, они не являются тираническими, т. к. "идеология не позволяет ему не только признать, но даже представить себе свою собственную выгоду". У него нет своих частных интересов.
,br> Одной из важных составляющих формирующейся в это время советской идеологии был русский национализм. Сам факт того, что революция произошла в России, не мог не оказать сильного воздействия на интернационализм большевиков. Россия после свершения Октябрьской революции оказалась в исключительном положении. Это мессианское ее значение для всего мира давало ускоренное развитие национализма. Исключительность делала возможной реализацию концепции "социализма в одной стране", выдвинутая И.В. Сталиным в 1924 г. Сила же "красного патриотизма" заключалась в том, что позволяла большевистской партии отождествлять себя с народом, создавая себе таким образом надежную опору. Таким образом, "народность" большевистской идеологии является преемницей "народности" царистского идеолога С.С. Уварова с его известной триединой формулой.

В советском государстве не должно быть, по мысли советских идеологов, никаких других партий. И через несколько лет после Октябрьской революции Г.Е. Зиновьев уже имел право утверждать: "Мы имеем "монополию легальности", мы отказали в политической свободе нашим противникам".

Еще одним веянием эпохи стало насаждение принудительной дисциплины, насильственное принуждение к труду, которое было необходимо ввиду отсутствия экономической заинтересованности у населения.

- 22 -

Как до захвата власти, так и после него, Ленин никогда не отказывался от террора. До революции террор и насилие должны были подготовить почву, чтобы затем уничтожить "буржуазно-монархическое" государство. После победы В.И. Ленин стал применять террор не только против политических противников, но и для устранения различных бюрократических помех и решения экономических проблем. Даже после окончания гражданской войны В.И. Ленин считал террор необходимым и оправданным.

Советская идеология кроме политической нетерпимости заключала в себе универсальные и гуманистические принципы. Однако, реализация этих принципов при абсолютной политической нетерпимости, т.е. исключении "недостойных", полностью уничтожает ее смысл.

Необходимо в заключение отметить, что большевистская идеология сродни церковной. Н.А. Бердяев писал: "Социализм хочет владеть всем человеком, не только телом, но и душой его. В этом он выступает с притязаниями, подобными притязаниям Церкви".

Таким образом, большевистская идеология породила новый вид общественного устройства - идеократию, в которой общество превращается в придаток доктрины.

Учитывая вышеприведенные доводы, можно понять, почему "новая" большевистская идеология была легко воспринята народом России. Популизм и "народность", державность в виде диктатуры РКП(б), к которой уже в 1930-е гг. добавилась имперская внешняя политика, быстро сменившая интернационализм, национализм, коммунистическая "неорелигия" и опора на карательный аппарат внутри страны - все это свидетельствовало о том, что в формирующейся большевистской идеологии абсолютистские традиции Российской империи оказались сильнее декларируемых эгалитарных коммунистических принципов.


© 2000 г. Ерофеев П.В.
© 2001 г. Санкт-Петербург
© 2003 г. Исторический факультет СПбГУ

Сайт управляется системой uCoz