Дмитренко Н.М.
Философия
науки
1.Наука как одна из основных форм познания
действительности.
Познание как отражение действительности.
Окружающий мир и мы являемся бесконечными, => и формы отражения этого мира и нас самих являются неисчерпаемыми и по содержанию, и по своему проявлению. Известны такие формы познания как наука, искусство, обыденное познание, легенды, мифы, сказания и др. среди этих форм наиболее важную роль играют наука, искусство и обыденное познание. Чтобы понять науку, надо учесть некоторые общие признаки процесса познания. Наука является следствием научного познания действительности (в отличие от художественного и обыденного познания этой же действительности). Наше познание проходит три ступени: оно начинается в практике (чувственное познание); после этого оно переходит на ступень рационального (логического) познания; ступень практики. Наше познание, начавшееся в практике, отрывается от нее, чтобы вновь к ней возвратиться. Таким образом, наше познание подчиняется закону отрицания отрицания, которое проходит 3 стадии: положение – отрицание положения – отрицание отрицания. Все процессы, развивающиеся в мире, протекают по этому закону. В литературе говорят о спиралевидной форме развития, гдекаждый виток содержит в себе предыдущие витки, но на более развитой основе. Однако, большая спираль дополняется малой, ведущей вниз. Чувственное познание включает: ощущение, восприятие, представление. Самым простым и самым сложным начальным элементом нашего познания является ощущение. О нем спорят на протяжении всей истории развития философской мысли. Сложилось 2 взаимоисключающих точки зрения: наши ощущения не отражают свойства вещей, а являются выражением состояния наших органов чувств, в которое они приходят под воздействием вещей на нас. Эта точка зрения вырывает пропасть между нами и окружающим миром. Она является агностической. Вторая точка зрения: существует истинный свет, истинный вкус, истинный запах. Только неизвестно, кто является носителем этих истинных запахов и вкусов. В конечном итоге мыслители сформулировали ее так – объект является в действительности таким. Каким его ощущают или воспринимают в данных условиях среды. Восприятие – комплекс ощущений, отражающих объект в целом. Представление – 3-й элемент чувственного познания, это воспроизведение того, что ощущалось или воспроизводилось когда-либо прежде. Рациональное познание – вторая ступень нашего познания. Оно имеет следующие формы: понятие, суждение, умозаключение. Образовалось оно вместе с возникновением речи. Понятие – отражение сущности или одной из сторон какого-либо объекта. Оно может быть выражено одним или несколькими словами. Суждение – связь между понятиями. Умозаключение – связь между различными суждениями. Их может быть 3 и более. По этому закону протекают все процессы нашего мышления. В древности мыслители приводили примеры ложных умозаключений – софизмов. Проблема истины появилась. Так как наше знание по-разному отражает действительность. Истина – соответствие нашего знания тому объекту, который мы познаем. Заблуждение – несоответствие знания тому объекту, который мы познаем. Следовательно, наши знания подчиняются закону противоречия: истине соответствует заблуждение во все времена. К истине мы подходим путем проб и ошибок. Проблема истины проявляется в ряде других проблем: объективности, абсолютности, относительности, конкретности истины. Объективность истины состоит в том, что в нашем знании есть такое содержание, которое не зависит от нас. Абсолютность истины состоит в том, что в нашем знании есть такое содержание, которое точно отражает познаваемый объект или одну из его сторон. Относительность истины – в нашем знании есть такое содержание, которое приблизительно верно отражает познаваемый объект. Конкретность – наши знания являются верными лишь в зависимости от условий. Все эти определения отражают не отдельные истины, а различные грани одной и той же истины. На протяжении всей истории обсуждается вопрос об отношении между абсолютностью и относительностью истины. Какая стороны нашего познания является ведущей – абсолютность или относительность? До конца XIX века существовало мнение, что абсолютное является ведущим. В XX веке появилось противоположное мнение – все относительно. Хотя в решении своих практических вопросов люди стоят на противоположной точке зрения: абсолютное лежит в основе относительного. Также развивается наше познание: абсолютная его сторона лежит в основе относительной. Если бы было наоборот – мы не смогли бы строить и использовать технику. Критерии истины могут быть различными. Основным из них является практика. Частным случаем практики является эксперимент по отдельным проблемам. Практика – основа нашего познания. В этом ее основная функция. Из основной функции вытекают производные функции практики: практика является критерием истинности познания; целью познания; завершающей ступенью познания. Но всякое завершение, по закону отрицания отрицания, является началом более высокой ступени познания.
2. Научное, художественное, обыденное
познание как основные формы познания действительности.
В процессе развития человечества появились различные формы познания мира: научное, художественное, обыденное, мифологическое, включая различные формы заблуждений или полузаблуждений. В итоге заблуждение является одним из стимулов, пусть не главных, стремления к истине. Так как мы идем к истине путем проб и ошибок. Наиболее важное значение имеют научное, художественное и обыденное познание. чтобы понять их значение, необходимо учесть положение человека в окружающем мире. Очевидно, человек – частичка природы, значит и его появление в природе, и его жизнь подчиняются законам природы. Чтобы выжить в ней, человек изучает ее и подчиняет свою деятельность ее законам. Так накапливались наши знания о природе. Взятые в целом, эти знания и положили начало научному знанию о природе. Но природа существует не только сама по себе, она существует одновременно и для нас. Наше познание природы в себе всегда совершается через ее бытие ля нас. На переднем плане бытие природы выступает проявлением ее бытия в себе. Накопление знаний о бытии природы для нас привело к появлению художественного познания. Научное познание – отражает природу такой, какова она сама по себе, художественное – такой, какова она для нас. Обе эти формы отражения действительности отражают положение человека в окружающем мире. Он первоначально и частичка природы, и особая частичка ее, ибо он живет в ней. Это запечатлено в первом сказании о творении мира. Надо иметь в виду, что научное познание отражает бытие природы не исключительно, а преимущественно в себе. Так же художественное познание отражает бытие природы для нас не исключительно, а преимущественно для нас. Научное и художественное познание мира переплетаются в целом и по их частям. Мы не можем игнорировать то или иное познание, отдавать предпочтение какому-то одному из них. Научное познание приводит, в конечном итоге, к появлению науки. Художественное – к появлению искусства. Наука появляется там и тогда, когда научное познание превращается в специальное знание определенных групп людей. Искусство – тогда, когда художественное познание превращается в специализированную деятельность отдельных групп людей. Таким образом, научное и художественное познание присущи каждому из нас от рождения, но в разной мере. Таковы истоки научного и художественного познания мира. Оба эти вида познания сливаются в единое целое в обыденном познании, которыми люди руководствуются при решении задач, как практических, так и духовных.
3. Понятия наука, теория, концепция и их
определения.
Вопрос об этих понятиях является очень важным для понимания современного этапа науки и для понимания ее истории, ибо настоящее всегда уходит корнями в прошлое. Это целиком относится и к науке. Чтобы понять науку, надо дать ее определение, которое было бы адекватным ее отражением. Каждому объекту присуще множество признаков, но среди них бывают и более, и менее важные признаки. Само по себе, определение является элементом логики как науки. А так как признаков у каждого объекта много, определений также может быть много. Это усложняет картину. Наука вырастает из научного познания, которое включает современные науки. Наиболее важные признаки науки: наука – система знаний, она включает в себя знания о природе, как она существует сама по себе, эти знания подтверждены практикой. Из сказанного вытекает определение науки – это подтвержденная практикой система знаний о мире, как он существует сам по себе. Высшим этапом развития науки является теория. Этот этап начинается тогда, когда наука формирует законы соответствующих явлений действительности. Концепция – предварительное знание о каких-либо фактах. Близким к этому понятию является понятие «гипотеза» или «точка зрения». Точек зрения по поводу одних и тех же фактов может быть много. Это поднимает вопрос о мере их истинности. У каждого объекта – множество признаков, существует множество людей, исследующих любой объект, а значит точек зрения (концепций) может быть много. Задача заключается в том, чтобы из всех признаков объекта выделить наиболее важные. Этим и определяется мера истинности различных концепций. Одни из них окажутся ближе к истине, другие – дальше. Науку можно определить как средство или форму познания мира. Но это определение не указывает на то, в чем состоит отличие науки от других форм познания мира. В литературе науку называю т»когнитивным конструктом» - конструкцией, предназначенной для познания мира. Вопрос о правильном определении науки имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Науки не может быть без людей, которые ее представляют, но не следует считать, что их следует зачислять в науку. Так же, без лабораторного оборудования не может быть исследования, но к этому оборудованию нужен разум, чтобы в результате экспериментов образовалась наука. Надо учесть, что науки всегда вели борьбу о всякого рода мистическими учениями или паранаучными концепциями (астрология, хиромантия, нумерология).
Познание – процесс взаимодействия человека с окружающим миром, направленный на получение знаний о мире и о сомом себе. Самым элементарным и сложным видом познания является ощущение – непосредственная связь нашего сознания с окружающим миром. Каждое из ощущений является образом, но не знаком соответствующего явления. Восприятие – более сложный элемент познания – комплекс ощущений, отражающих объект в целом. Представление – воспроизведение того, что ощущалось и воспринималось прежде. Ощущение, восприятие и представление составляют чувственную ступень познания.
4 Многообразие функций науки.
Функции науки – приложение ее выводов к решению каких-либо задач. Из определения видно, что функций у науки очень много. Существует множество наук, поэтому их функции могут не совпадать. В то же время, есть и такие функции, которые присущи всем без исключения наукам. К ним относятся: мировоззренческая, методологическая, познавательная, прогностическая, эстетическая, этическая, социальная, практически-прикладная. Этих функций много => встает вопрос, какая из них является наиболее важной – функция ее практически-прикладного назначения. Но путь к основной функции науки лежит через другие функции. Мировоззрение – знание о назначении человечества. Но общество всегда разделялось классами, соц. группами, слоями. Поэтому существует мировоззрение отдельных слоев и даже отдельных людей. Особ-ть мировоззрения – в том, что оно не выделилось в самостоятельную науку, но присутствует в любой науке в качестве одного из ее аспектов. Эта особенность затрудняет понимание мировоззрения и является одной из причин, породивших путаницу в его толковании. Чтобы понять коренное различие в мировоззрении социальных групп, можно сопоставить 2 известных изречения: человек человеку волк; возлюби ближнего своего как самого себя. В обоих изречениях на переднем плане выступает их мировоззренческий аспект, но прямо противоположного характера. Методологическая функция. Метод – способ использования полученных знаний для решения каких-либо задач. Каждая наука, накапливая знания, вырабатывает и свойственные ей методы решения различных задач. Получается, что существуют многочисленные методы познания и практического действия в самых различных науках, хотя у всех этих методов имеются общие существенные черты. Так как задачи, стоящие перед человеком – многообразны, то методы их решения могут быть различными. Важнейшей функцией науки является прогностическая. С помощью этой функции люди имеют возможность предвидеть будущее. Любое развитие, включая развитие общества, предполагает неразрывную взаимосвязь прошлого с настоящим и будущим. На этом основано предвидение будущего. Речь идет не только о явлениях из жизни общества, но и о множестве естественных явлений. Наука всегда была и остается до сих пор составным элементом производительных сил общества. Значит наука, особенно в современном мире, выступает составным элементом процесса производства материальных благ. Уже отсюда видно, что практически-прикладная функция науки является самой важной ее функцией.
Функциями науки следует считать приложения ее выводов к решению каких-либо задач.
Науке присущи многочисленные функции. В принципе они неисчерпаемы. Наиболее типичными из них являются:
Мировоззренческая,
Методологическая,
Познавательная (эвристическая),
Прогностическая (предсказательная),
Эстетическая,
Этическая,
Социальная,
Практически прикладная и т.д.
Мировоззрением следует называть знание о назначении человечества.
Особенность мировоззрения является то, что оно не выделилось в отдельную науку, но присуще любой науке. Как раз эту особенность и не замечают в литературе.
1. Человек человеку волк.
2. Возлюби ближнего своего как самого себя.
В этих изречениях содержатся взаимоисключающие знания о назначении человечества. Не случайно. Ибо время их возникновения приходится на тот период, когда общество было расколото на классы.
Наиболее важная черта развития истории отражена во втором изречении.
Вопросы о мировоззрении людей пронизывает в том числе и всю Библию. Например, говорят: «Что пользы человеку от трудов его? Род приходит. Род уходит. А Земля прибывает во веки.» На основе подобных размышлений он приходит к выводу, что все суета сует и томление духа.
Методологическая функция.
Метод есть способ использования знаний, для решения практических или теоретических вопросов. В литературе правильно освещается этот вопрос.
Существует множество методов. Методы используются во всех науках: метод координат, метод решения математических задач, метод выведения новых растений…
Прогностическая функция.
Знания люди используют, чтобы предвидеть наступления каких-либо событий или результатов своей деятельности, например. Предвидение штормовых порывов ветра, ураганов и т.д.
В особенности значение этой функции раскрывается в учении об обществе. В данном случае предвидение наталкивается на историю господствующих социальных сил, которые в пылу защиты своего благополучия готовы исказить все на свете.
Обычно в использовании методов частнонаучные знания переплетаются с философскими знаниями, хотя это переплетение не всегда осознается людьми.
Однако наиболее великой функцией науки является функция ее практически прикладного назначения. Производными от нее являются все иные функции науки. Наука нужна человеку лишь по стольку, поскольку она помогает ему решать практические задачи. Все иные задачи являются ее практическим применением.
Объектом следует называть устойчивое образование действительности, выступающее носителем свойств и отношений.
С самого начала своей жизни люди проводили различия между устойчивыми и неустойчивыми образованиями действительности, по устойчивым они ориентировались на местности, проводили измерения, вели отсчет времени. И эта фактическая сторона практики отразилась и в строении языка, устойчивые образования отразились в такой части речи, как существительное.
Объекты можно квалифицировать по многим признакам или критериям, но наиболее важным из них является разделение объектов на материальные и духовные. Что касается объектов, созданных человек или с его вмешательством, то они сочетают в себе признаки и материального и духовного.
Из этого вытекает вывод: без субъекта нет объекта.
Встает вопрос, «что понимать под объектом научного познания?». Под ним следует понимать тот объект, который специально исследуется человеком с целью познания его сущности. Дело в том, что существует бесконечное множество объектов, и лишь мельчайшую частицу их мы познаем из всего этого числа. Понимание этого предостерегает нас от заблуждения. Дело не только в том, что объектов бесчисленное множество, но и в том, что каждому из присуще неисчерпаемое множество свойств. Все это говорит о том, насколько поспешным является утверждение, распространенное в литературе «свойства такого-то объекта не полностью познаны».
Дело обстояло бы просто, если бы один и тот же объект изучала какая-либо одна наука, но с давних пор к изучению одного и того же объекта подключались многие науки, а в настоящее время это превратилось в правило. Например, экологические проблемы изучают биология, экология, математика, география…
Но каждая из них изучает эти проблемы с позиции своего предмета. Но каждая из них исследует эти организмы в плане своего предмета. Тем самым общество изучают история общества, экономика, этика, юридические науки, …, поэтому встает вопрос о различии между объектом познания и предметом той или иной науки, которая изучает данный объект познания.
Очевидно, предмет науки является одной из граней объекта познания. Либо в изучении таких объектов переплетаются множество наук.
Поскольку наиболее важным видом знания является наше знание о законах, постольку предмет науки следует определить в самом общем виде как наши знания о законах познаваемого объекта. Но это определение не достаточно.
В современной литературе и специальной, и философской допускают две ошибки: 1. путают объект познания с предметом науки; 2. путают предмет науки с тем богажем знаний, которыми располагает наука в данный момент времени.. Эти две ошибки запечатлены в высказываниях: «Предмет … науки изменился исторически». На самом деле исторически изменяется не предмет … науки, а наши знания о нем. Предмет науки существует до науки и не зависимо от нее.
5. Объект научного познания. Предмет науки.
Чтобы понять, что представляет собой объект познания, надо уяснить, что такое объект действительности. С давних пор люди проводили различия между теми элементами окружающего мира, которые они наблюдали в повседневной жизни. Но те образования действительности, с которыми встречался человек, были самыми различными: устойчивыми и неустойчивыми, полезными и вредными, случайными и необходимыми, способствующими их выживанию и нет… Однако, наиболее сильное впечатление на людей производили устойчивые образования. По ним ориентировались на местности, производили измерения, вели отсчет времени. Для обозначения устойчивых образований издавна использовались различные слова: тело, предмет, вещь, объект. Сейчас первые 3 слова используются чаще всего для обозначения образований окружающего нас мира, а слово «объект» - для обозначения устойчивых образований не только материального мира, но и нашего духовного состояния. Ибо в нем мы наблюдаем такие устные образования, как суждения, умозаключения, правила использования языка и т.д. из сказанного вытекает определение объекта – всякое устойчивое образование действительности, выступающее носителем свойств и отношений. Существует множество различных объектов, значит возможна их классификация по различным основаниям. Одной из самых важных классификаций является разделение объектов на материальные и духовные. Материальные – устойчивые образования окружающего нас материального мира. Духовные – устойчивые образования нашего сознания. Но есть такие объекты. Которые созданы трудом человека или с его участием. Эти объекты представляют собой единство материальных и духовных признаков. Однако в каждом конкретном случае следует установить, что является первичным – материальное или духовное. Существует неисчерпаемое множество объектов действительности, о которых мы что-то знаем, но это – лишь ничтожная часть. Поэтому не следует путать объекты действительности с объектами познания. Отсюда, объект познания – тот объект действительности, который мы подвергаем исследованию с какой-либо целью. Было бы просто решать вопросы, если бы каждый объект познания изучался только одной наукой, но в процессе познания сложилась тенденция, согласно которой каждый объект изучает не одна, а многие науки. Но каждая из них изучает этот объект только в плане своего предмета. Поэтому встает задача проводить различия между объектом познания и предметом науки. 1) общество в настоящее время изучают обществознание. Биология, математика, кибернетика, экология, философия и др. то же – с изучением живых организмов, языка. Из сказанного вытекает вопрос, чем отличается предмет науки от объекта познания. Во всей современной учебной и научной литературе путают объект познания и предмет науки. Поэтому задача заключается в том, чтобы осознать различия в указанных понятиях. В приведенных примерах объект познания был различным для разных наук. Поэтому необходимо ввести в оборот понятия «преимущественный объект познания» и «попутный объект познания». Отсюда вытекает определение предмета частной науки (со времени Аристотеля все науки, кроме философии, называют частными). Предмет частной науки – система специфических преимущественного для нее объекта познания. Древние мыслители полагали, что философия изучает мир в целом, а другие науки изучают только части этого мира. Такая характеристика философии сопровождалась разъяснением, будто философия – наука наук, а другие – ее рабыни. Такой взгляд на философию, несмотря на преувеличение ее роли, продержался в течение десятилетий, служа могучим ускорителем всей науки. Вопрос о различии понятий «объект научного познания» и «объект науки»встает снова, так как в настоящее время один и тот же объект познания изучают многие науки, но каждая – исследует этот объект в плане своего предмета. По мере развития нашего знания, уточняются наши представления и об объекте познания, и о предмете науки. Но в литературе пока не пришли к четкому пониманию сказанного. Обычно путают объект познания с предметом науки, а предмет науки – с багажом наших знаний о нем.
6. О критерии разделения науки на философию
и частные науки.
Еще древние мыслители заметили различие между закономерностями, которые действуют в конечных объектах, и закономерностями, которые действуют в мире в целом. Это и послужило одним из критериев разделения науки на философские и частные науки. Наши предки замечали различие в размерах объектов, с которыми встречались в жизни, и пришли к выводу, что среди них есть и такие, которые являются самыми мельчайшими. На такой вывод их наталкивали наблюдения за испарением воды, порывами ветра. Так, постепенно, вошло в оборот представление о мельчайших частицах вещества – атомах. Впоследствии представление об атомах как о неделимых частицах было положено в основу развития всех наук и, в итоге, принесло свои неоспоримые плоды. Об этом свидетельствует Лукреций «О природе вещей». Постепенно исследователи убедились, что законы, с которыми они имели дело в своей практике, являются наиболее важными элементами деятельности. Поэтому в науке постепенно утверждается традиция определять или характеризовать науки через те законы, которые они изучают. Это поднимает вопрос: сколько существует законов в окружающем нас мире и сколько их в каждом конкретном случае. Исследователи пытались найти ограниченное количество законов, из которых можно было бы вывести все интересующие нас следствия. Мыслители полагали, что с установлением этого закона будет установлено уравнение, из которого выведут все многообразие мира. Но, с открытием делимости атома, это предположение было отвергнуто и на передний план выдвинулся релятивизм. Его сторонники считают, что в мире нет ничего абсолютного, а все относительно. Но до конца XIX века думали, что в мире все абсолютно. Это утверждение было основано на неделимости атома. Некоторые исследователи стали изучать структуру атома и открывать присущие ему законы (Менделеев). Исследования показали, что количество открываемых законов все возрастает. Их количество вытекает из взаимосвязи конечного с бесконечным. Фейнман «Характер физических законов» - считает, что в течении ближайшей тысячи лет новых законов открыто не будет. Несмотря на то, что в мире в целом и в каждом отдельном объекте действует множество законов, на передний план при изучении какого-либо объекта выступает лишь ограниченное их число, но и этого достаточно, чтобы подчинить объект нашей власти. Все одновременно конечно и бесконечно, но в мире в целом бесконечное господствует над конечным, а в отдельных объектах, имеющих границы во времени и пространстве, конечное господствует над бесконечным. На самом деле, существует множество законов, как философских. Так и частнонаучных. Это утверждение сохраняет силу и для мира в целом, и для каждого отдельно, ибо в каждом отражается мир в целом. В литературе до сих пор наблюдается тенденция ограничить количество законов лишь теми, которые нам известны, ибо мы, в силу ограниченности нашей жизни, склонны к тому, чтобы достичь завершения любого процесса. В философской литературе распространено убеждение о существовании в мире лишь 3-х законов: противоречия, количества и качества, отрицания отрицания. Это мнение – дань времени, его нужно преодолеть.
7. О преимущественном и попутном объектах
познания частной науки.
Объекты познания переплетаются. Это вызвано тем, что в мире все переплетено. В самых сложных объектах, в силу этого переплетения, присутствуют свойства всех иных объектов целого мира. Это усложняет общую картину познания, выводя два вида познания – преимущественный и попутный. При специальном изучении какого-либо объекта познания, надо отдать предпочтение той науке, для которой этот объект является преимущественным объектом познания.
Дело осложняется тем, что все объекты познания переплетаются: и большие, и малые; И конечные, и бесконечные. Это происходит в силу единства мира. Поэтому в каждом конкретном объекте, который мы изучаем, переплетаются другие объекты, но их бесконечное множество.
Поэтому при изучении одного и того же объекта встречаются и переплетаются многие науки. Например, при изучении живых организмов встречаются многочисленные науки; тоже при изучении экономических проблем.
Но каждая из упомянутых наук изучает эти объекты по-своему. Поэтому встает задача провести классификацию объектов познания. Их следовало бы подразделить на: 1. преимущественные; 2. попутные (не преимущественные) объекты познания. Например, при изучении живых организмов, биология является ведущей, и эти организмы являются преимущественным объектом познания. Для лингвистики преимущественным объектом познания является язык, для остальных же наук этот объект будет попутным объектом познания. Для математики – система величин действительного мира, для остальных наук (физики, химии, биологии) – эта система превращается в попутный объект познания.
Учитывая сказанное, не трудно понять, какие науки и для каких конкретно случаев являются специфическими или не специфическими.
Те науки, для которых данный объект является преимущественным объектом познания будут специфическими для них. Остальные же науки являются или будут не специфическими. Например, химия является специфической наукой для познания процесса образования молекул из атомов и наоборот. Биология- специфическая наука при изучении живых организмов. Все иные науки являются не специфическими. Обществознание – специфическая наука при изучении общества, а все иные, изучающие его – не специфические.
Дело в том, что каждому объекту присущи прямо-противоположные признаки: 1. отличительные, 2. неотличительные. Объективное различие между двумя этими группами признаков (коих бесконечное множество) как раз и является критерием разделения наук на специфические и неспецифические.
Надо учесть, что каждая специфическая наука превращается в определенных условиях в не специфическую, поэтому их и надо писать отдельно.
Указанный
критерий позволяет понять, что при изучении любого объекта познания
предпочтение надо отдать той науки, которая является специфической для него.
8. Критерии разделения частных наук на
специфические и неспецифические.
Специфической частной наукой является та, для которой данный объект выступает преимущественным объектом ее познания. Каждому объекту познания присущи качественно различные признаки, которые для заданных целей могут подразделяться на 2 группы: отличительные и неотличительные. Благодаря I-м признакам мы смешиваем данный объект с другими, с помощью II-х – осознаем неразрывную связь данного объекта со всеми другими объектами и с миром в целом. Объективное различие между этими двумя группами признаков является критерием разделения частных наук на специфические и неспецифические. Однако, надо иметь в виду, что одна и та же наука выступает для одних объектов специфической, а для других – неспецифической (физика в лице механики является специфической частной наукой при изучении тел, имеющих массу покоя, но при изучении живых организмов она превращается в неспецифическую частную науку). В литературе важность такой классификации частных наук пока еще не осознана.
9. О предметах частных наук.
На современном этапе во всех науках, включая учебную литературу, путают объект познания данной науки с ее предметом. Предмет любой частной науки – это специфические законы преимущественного для данной науки объекта познания. Предметом лингвистики являются специфические законы языка, отражаемые в правилах его использования. Предметом психологии являются специфические законы функционирования нашей психики. Во всей истории познания наблюдается тенденция свести все сложные формы движения к простым; и, соответственно, сложные объекты – к простым объектам. Специалистам кажется, что сложный объект можно свести к его составным частям, а законы этих частей, якобы, и являются законами функционирования сложного объекта. Все современные научные течения сводят высшие формы движения к низшим. Фактически они исполняют действительную взаимосвязь философии с другими науками и не учитывают, что у каждой частной науки есть свой предмет и его невозможно подменить предметом другой науки.
Весь предыдущий анализ требует проводить сознательно различие между объектом познания данной науки и ее предметом как науки. Предмет любой частной науки составляют специфические законы преимущественного для нее объекта познания.
Например, предмет лингвистики составляют специфические законы функционирования языка, многие из которых отражены в известных ныне правилах языка.
Предметом психологии являются специфические законы функционирования нашей психологии, которая представляет собой естественную историческую сторону нашего познания.
В литературе посвященной частным наукам, включая учебную, путают объект познания с предметом науки. Например, пишут – биология – наука о живых организмах; физика – наука о природе; химия – наука о превращении веществ; антропология – наука о человеке.
Во всех этих случаях предмет науки отождествляют с объектом ее познания. Ибо существует много наук о живых организмах, много наук о превращении вещей, о человеке, также как и о языке.
Из правильного понимания различий между предметом частной науки и объектом ее познания вытекает вывод, что при исследовании объектов нельзя подменить одну науку другой.
Попытка такой подмены наблюдается с давних пор, например, в известном изречении 1, общественные науки подменяются биологическими науками. Такая подмена является одной из господствующих тенденций при познании современного общества появлением теории Дарвина. В результате появилось направление социального дарвинизма. Его приверженцы считают, что история общества определяется законами: 1. борьбы за существование; 2. выживание наиболее сильных; 3. естественный отбор. Это убеждение в сознании многих людей и считается в ряде случаев само собой разумеющимся. На этой основе оживились концепции расизма, которые исходят из полноценных и не полноценных рас. В современных условиях она пропагандируется особенно деятелями США. Неполноценные – славяне.
Встает вопрос: действует ли законы биологии в развитии общества. Все эти законы действует, хотя и являются жестокими для нас. Но несмотря на это, они будут действовать, и на более высоких ступенях развития общества они тем не менее отступают на задний план перед общественными законами, вспомни «Возлюби ближнего своего».
10. Определение объектов.
Поскольку объектов действительности – множество, а мы исследуем лишь незначительную их часть, встает задача о выделении из всех объектов именно тех, которые мы познаем в данный момент времени. Их и следует называть объектами познания. У всех частных наук существуют преимущественные и непреимущественные объекты познания. Но для философии теряет смысл разделение на эти категории объектов познания, так как философия изучает все те объекты познания, которые изучаются другими науками. Поэтому философия изучает и мир в целом, и каждую частичку его. Все это затрудняет понимание объектов познания философии, и, особенно, понимании того значения, которое имеет философия для жизни. Все это приводит к тому, что с первого взгляда кажется: 1) будто философия является ненужной, что породило целое направление мысли – позитивизм (частная наука сама для себя является философией, поэтому философия им не нужна) и 2) так как философия изучает все – она – главная, а частные науки – ее придатки. Обе эти крайности представляют собой заблуждения для решения вопросов, когда применимы частные науки и без научного анализа невозможно решить эти вопросы на уровне обыденного опыта.
11. Определение предмета философии,
изменение понимания предмета философии на протяжении истории.
На протяжении истории было много различных толкований философии. Однако не все они выдержали проверку временем. Наибольшее влияние на последующее развитие науки в целом, включая философию, оказало толкование философии, которое встречается в «Метафизике» Аристотеля. Согласно ему, есть некоторая наука, исследующая сущее в целом. В самой Метафизике и, особенно, в последующей литературе, это понимание трактовалось таким образом, будто философия являлась наукой наук, а другие науки, как рабыни, не могли ей перечить. Этот вывод древних оказал огромное влияние на всех последующих мыслителей, даже на тех, которые оказались не согласны с ним. Одним из примеров согласия является позиция Декарта: Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика. А ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки… и у Аристотеля, и у Декарта верная характеристика философии переплетается с элементами заблуждений, так как в этих толкованиях не замечено, что все частные науки со времен Аристотеля имеют в том числе и самостоятельное значение. Они – не рабыни философии. Так как философия находится в зависимости от них, а они, в свою очередь, зависят от философии. Тысячелетия спустя, Энгельс, основываясь на достижениях своих предшественников, выдвинул другое определение философии – наука о всеобщих законах действительности. В точности такого определения нет, но оно есть вывод, который вытекает из ряда его определений, приведенных им в Анти-Дюренге, Диалектике Природы, Людвиге Фейербахе И Конце Классической Немецкой Философии. Энгельс говорил в своих определениях не о философии, а о диалектике как науке. Учитывая. Что диалектика является одной из сторон философии, пронизывающей философию в целом, его определение диалектики можно отнести к философии в целом. С его точки зрения, при существовании всеобщих законов, действуют, в том числе, и невсеобщие законы, изучаемые другими науками. Оставалось только понять взаимосвязь между теми и другими законами. В каждом объекте действуют многочисленные законы, но все их можно подразделить на: философские и частнонаучные (специфические и неспецифические). В целом, эти законы можно разделить на 3 группы: философские, специфические частнонаучные, неспецифические частнонаучные. Встает вопрос – какая из групп определяет сущность каждого объекта. Типичные факты свидетельствуют, что сущность каждого объекта составляют 2 группы законов: философские и специфические частнонаучные, которые состоят в тесной взаимосвязи. Неспецифические законы играют в каждом объекте подчиненную первым и вторым роль. Это означает, что сущность общества составляют философские законы во взаимосвязи с общественными. Все иные законы играют подчиненную роль. Из всего вышесказанного следует, что философию на современном этапе следует определять как науку, которая изучает всеобъемлющие законы, составляющие одну из сторон сущности любого из объектов действительности. В литературе распространен вывод о том, что на протяжении истории предмет философии изменялся. На самом деле, изменялся не предмет, а наши знания о нем. В литературе есть точка зрения, что философия вообще не имеет своего предмета. Этот вывод объясняется тем, что предмет философии не наблюдается в отрыве от предметов других наук. Но то же самое можно сказать и о всех частных науках.
12. Взаимосвязь философии с другими
науками.
В целом, существует
множество форм взаимосвязи философии с другими науками. Однако, основной формой
взаимодействия с другими науками является взаимосвязь с помощью каждого
конкретного объекта. Сущность объекта – неразрывное единство двух сторон –
всеобщей и специфической. Лишь неразрывное единство этих сторон позволяет
понять взаимосвязь с другими науками. На протяжении всей истории познания
наблюдаются две противоположные тенденции в понимании взаимосвязи философии с
другими науками. Согласно одной из них, философия неразрывно связана с другими
науками. Эта связь была преувеличена в сторону философии, которая была
объявлена наукой наук. Согласно другой – философия оторвана от других наук и
занимается проблемами, которые не имеют значения для жизни людей.
16.
Наука
возникла, когда люди начали размышлять. Основная причина появления науки –
стремление людей к удовлетворению своих потребностей, прежде всего,
материальных и духовных. Когда людям не удавалось удовлетворить свои
потребности на уровне обобщений повседневного опыта, они старались использовать
свои знания, чтобы упорядочить свою деятельность, сделать ее успешной. На этом
пути появились первые научные знания. Любая наука включает и эмпирическую, и
теоретическую стороны своего развития. Эмпирическая сторона науки включает
знания о тех объектах, которые она изучает, полученные на стадии эксперимента.
Теоретическая сторона – знания о законах действительности, как она существует
сама по себе. Эмпирическая сторона науки является, в целом, ведущее, по
отношению к теоретической ее стороне.
23. О наиболее важных методах познания и
преобразования действительности.
Существует
множество методов познания. В целом методом называют способ использования
полученных знания в целях преобразования и дальнейшего познания действительности.
Каждая наука использует свойственные ей методы познания и преобразования
действительности. Несмотря на многообразие методов, свойственных каждой науке,
существуют и такие методы, которые применяются во всех науках (индукции.
Дедукции, анализа, синтеза). Однако наиболее важными методами, применяемыми во
всех науках, являются: метафизический, эклектический, диалектический.
Метафизический метод – метод односторонней оценки объекта. Эклектический метод
– многосторонний подход к объекту без выделения какой-либо одной его стороны.
Но в своем познании мы достигаем такой точки, когда среди многих сторон объекта
мы выделяем одну его сторону. Таким образом, диалектическим называется метод
многостороннего подхода к объекту при условии, что мы осознаем наиболее важную
сторону этого объекта.
25. Взаимосвязь старого знания с новым.
Взаимосвязь
нового этапа знания со старым подчиняется закону отрицания отрицания.
В соответствии с ним, новое знание образуется на основе старого, устраняет
прежние заблуждения и добавляет к прежним истинным знаниям неизвестное ранее
знание, более глубокое, чем предыдущее. Поэтому в литературе справедливо
говорят о том, что появление нового знания может быть интерпретировано как
спиралевидный процесс, в котором каждый новый виток спирали воспроизводит
предыдущие, но на более высокой и развитой основе.
Проблема нового знания и его взаимосвязи со старыми знаниями является производной от проблемы «нового» и «старого» как противоположных сторон всякого развития вообще.
Развитие является одним из атрибутов материи. Она выражает переход от низших уровней к высшим её уровням.
Материи присущи бесконечно многие атрибуты, то есть такие её всеобщие свойства, без которых она не существует. Одним из них как раз является развитие. На эти свойства, называемые атрибутами, обратили внимание с незапамятных времен.
Понятие атрибута употребляется в литературе, в том числе и применительно к конечным объектам. Например, говорят об атрибутах человека (прямая походка, разум, способность трудиться), растительного мира.
Понятиями нового и старого в литературе обозначают определенные стороны развития, то есть те результаты, к которым приходит развитие.
Признаки нового:
1) То, что ранее не было известно.
2) То, что является более сложным по сравнению с предыдущим.
3) То, что является более высоким по своему уровню по сравнению со своими ступенями развития.
Как видно, развитие противоречиво и это противоречие отражает понятие «новое» и «старое».
Эти понятия отражают результаты развития. Но кроме результатов есть еще и тенденции, которые присущи развитию. Эти тенденции обозначаются понятиями «прогресса» и «регресса».
Например, появление животных в истории жизни на Земле является прогрессом по отношению к растительному миру. Появление человека в условиях Земли является прогрессом по сравнению с животным и растительным миром. Каждый последующий общественный строй выражает прогресс общества, если сравнивать этот строй с предыдущим.
Но согласно законам философии всякий прогресс неизбежно связан с регрессом хотя бы в чем-то. И это видно, когда мы сравниваем человека с предшествующим животным миром. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Например, некоторые животные чувствуют приближение неблагоприятных событий и целесообразно реагируют на них. Это наблюдается во время землетрясений.
Согласно законам противоречия и соотношение целого и части, прогресс общества господствует над регрессом, но не исключает регресс. В конкретных же случаях, все зависит от обстоятельств, там может и регресс назвать прогрессом.
Все сказанное об атрибутах развития применимо и к развитию науки, поскольку представляют собой одно из проявлений развития. В связи с этим, можно выделить признаки нового знания, если мы его сравниваем со старым знанием.
Новое знание- это:
1) неизвестное ранее знание,
2) более сложное знание,
3) знание, содержащее в себе прогрессивные черты старого знания,
4) знание, более глубоко отражающее сущность познаваемого объекта.
Субординация между этими признаками такова, что 4 из них является наиболее важным. Из него вытекают предыдущие, но не наоборот.
Это означает, что любое новое знание включает в себя элементы истины, добытые предыдущими ступенями знания, но эти элементы знаний оказываются подчиненными новому знанию, ибо они вытекают из него в качестве частных случаев.
Например, наше знание о строении атома на современном уровне является новым знанием по отношению к предыдущим моделям атома:
1) атом неделимая частица
2) модель Томсона (20 век)
3) модель Резенфорда(планетарная модель атома)
4) модель Бора
5) модель Иваненко-Гейзенберга
Современное представление о труде. Людей издавна интересовал вопрос о том, что собой представляет труд. В «Старом Завете» у Энклизиаста следующий вывод: «2 лучше, нежели 1, так в труде их содержится вознаграждение их ».
Понятие «старое знание» не следует путать с понятием «ошибочное знание». Современная наука во многом воспроизводит те знания, которые добыты нашими предками.
Вопрос о взаимосвязи новых этапов знания с предыдущими этапами имеет глубокий познавательный и социально-исторический смысл. В связи с возрастающей ролью науки в жизни общества научной деятельностью занимаются все большее количество людей. Наибольшее число научных работников числится в России. Однако и в мире целом, и в нашей стране появилось немало людей, которые лишь числятся в области науки. Дело дошло до того, что президиум РАН опубликовал 16 марта 1999 обращение, адресованное научным работникам, преподавателям ВУЗов, учителям школ и всем членам российского интеллигентного сообщества.
Надо иметь ввиду, что во всяком развитии, включая развитие науки, действуют, кроме упомянутых, законы взаимосвязи формы с содержанием. Согласно одному из них, новое содержание в своем развитии использует не только новую, но и старую форму. Согласно другому, старое содержание облачается в новую форму, чтобы продлить свою жизнь. Так обстоит дело не только в развитии науки, но и во всех областях практики.
Проблема нового знания, его связи с предыдущим знанием и его отличие от прежнего знания имеет большое практическое и теоретическое значение. В наибольшей мере содействуют прогрессу те виды знания, на основе которых создается более совершенная техника. Ибо новая техника вызывает потребность в новых идеях. Поэтому если сопоставить значение науки и техники, то определяющую роль, в целом, следует признать за техникой.
27. О роли прогностической функции
философии в развитии частных наук.
Объективная основа прогнозирования вытекает из убеждения, что законы, которые действуют в настоящее время, сохраняют свою силу и в будущем. Как видно, в данном случае на передний план выступает проблема времени и проблема действия законов во времени. Понятие «время» является философским. Оно широко используется во всех специальных частных науках. Однако его путают с его составными элементами. Наиболее типичными элементами времени являются: прошлое, настоящее, будущее, период, промежуток, одновременность и др. Все эти элементы времени получают свой смысл только тогда, когда мы их рассматриваем как составные части целого. Поскольку сущность каждого объекта составляет одновременно философские и специфические частнонаучные законы, то в прогнозах философское знание выступает в неразрывной связи с частнонаучными знаниями. Учитывая, что философия имеет дело с законами всеобщей существенности, она может в своих выводах опережать развитие частных наук. Исходя из идеи несотворимости и неуничтожимости мира (Гераклит, Демокрит), древние мыслители пришли к выводу о существовании атомов, как неделимых частицах вещества. Прогнозирование, опирающееся на единство философских и специфических знаний, непосредственно связано с решением практических задач, которые стоят перед людьми в их повседневной жизни.
28. Современные особенности и тенденции
развития науки.
Наука вырастает из познания мира. Как он существует сам по себе. Такое познание присуще каждому от рождения. Сама природа заставляет нас познавать мир, как он существует сам по себе. Наука вырастает из научного познания. Науке присуще различные тенденции, проявляющиеся на протяжении всей ее истории, особенно на современном уровне ее развития. Первая тенденция – преемственность в развитии. Каждая последующая ее степень содержит истинные знания, добытые на прежних ступенях развития. Вторая тенденция – ускорение темпов развития наука по мере накопления ею знаний. В свое время эту тенденцию заметил Энгельс. Третья тенденция – дифференциация и интеграция наук. Она вызывается действиями философских законов противоречия и соотношения целого и части. Видимо, в целом, интеграция науки как одна из ее тенденций господствует над дифференциацией. В противном случае. Мы не имели бы целостного знания об окружающем мире. Четвертая тенденция – науки подразделяются, в том числе и по объекту своего познания на: естественные, технические, общественные. Это деление наук указывает на связь общественной формы движения с предшествующими ей другими формами движения. Эту связь и выражают технические науки. В зависимости от назначения наук, их связи с практикой, все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. В литературе законы подразделяют на теоретические и эмпирические. Такое деление является близким к предыдущему. Эмпирические науки лежат в основе теоретических наук. На современном уровне развития мира образовались стыковые науки, которые отражают переходы из одних форм материи в качественно другие формы ее течения. По мере развития науки усиливается противоречие между коротким периодом жизни человека и накапливающейся массой знаний и опыта, которые должно усвоить каждое поколение, чтобы продлить прогресс общества. По мере развития сокращаются промежутки между великими научными открытиями, но продолжительность жизни человека увеличивается, хоть и незначительно. Значит обостряется противоречие между короткой жизнью человека и возрастающим запасом знаний, опыта и их сложностью, которыми должен овладеть каждый индивид, чтобы соответствовать уровню современных требований.
Дмитренко Н.М. Философия науки