3. 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА

Для получения данных по некоторым аспектам личности мож­но использовать известные методики наблюдения за поведенчески­ми реакциями в процессе общения с учащимися.

Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуаль­но-психологические особенности учащихся. На основании поведен­ческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и в повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

О силе возбудительного процесса в центральной нервной сис­теме можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» — соответствие закону силы (сильнее стимул — сильнее ответ); у «слабых» при по­вышении силы выше некоторой средней величины наблюдается сни­жение силы ответа.

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие по­казатели:

1)         способность длительное время выполнять неинтересную ра-

боту, не снижая интенсивности и продуктивности (в противопо-ложность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости

от заданной деятельности);

2)        умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремле-ние к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели;

3)         повышение упорства и работоспособности в трудных уело-

виях, в опасности;

4)               стремление к самостоятельности в поступках, особенно

в новых, незнакомых ситуациях;

5)         способность быстро справиться и мобилизовать себя в слу-

Iчае неудач.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются проти-

 воположные показатели. О силе тормозного процесса можно судить по способности  к волевой задержке, быстроте формирования тонких дифференци-ровок по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием | тормозного компонента. Основанием для отнесения к преимуще-I ственно «сильному» типу нервной системы со стороны торможения | являются следующие показатели;

1)        высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле;

2)          сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на

| психотравмируюшую ситуацию);

3)         сдержанность в общении (умение хранить интересные ново-

I ста);

4)        неторопливость в принятии решений;

5)         быстрое и прочное формирование различных навыков, свя­занных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой;

6)         неторопливость в движении, в речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное прожевывание пищи во время еды, хоро­ший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых и т. д.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются проти­воположные показатели.

О подвижности нервных процессов, имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно, можно судить по

следующим показателям:

1)        преимущественно быстрый темп деятельности, даже при ос­воении новой работы;

2)         быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторении);

3)            легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям;

4)          быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;

5)         быстрое засыпание или пробуждение;

6)        живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группы относительно инертных

являются противоположные признаки.

С помощью наблюдения учитель может оценить интеллекту­альные способности учащихся, их умение оперировать информаци­ей, логично, системно и последовательно излагать мысли. Следует научить педагога обращать внимание в ходе наблюдения за учащи­мися на следующие характеристики их интеллектуальной сферы:

1)         отсутствие системности в изложении какого-либо материала;

2)         поверхностный анализ факторов;

3)        необоснованные заключения;

4)        примитивность заключений и выводов;

5)        противоречивость собственным посылкам;

6)        категоричность утверждений, ни на чем не основанная;

7)        абсурдность заключений, выводов, заявлений;

8)        неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц;

9)        чрезмерная обидчивость из-за явно незначительных поводов.

В процессе общения (и накопления психодиагностической ин­формации) опытный педагог может собрать определенные сведения о наличии у некоторых учащихся повышенной нервозности, психо­патических черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков. При этом учитель не имеет права делать окончательное заключение, а должен обратиться за консультацией к психиатру.

ПРИЗНАКИ ПСИХОПАТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Первый признак:

1)       некоррегируемое (необъяснимое, неосознаваемое) бессмыс­ленное упрямство, полное отсутствие эффекта от беседи взысканий;

2)         чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, неустой­чивое поведение, постоянные легкомысленные поступки,

Второй признак:

1)          частые ссоры, конфликты с товарищами, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания;

2)        чрезмерная угодливость, слащавость, податливость.

Третий признак:

1)         позерство, стремление обратить на себя внимание любым пу­тем, ярко выраженный эгоизм, бравирование угрозами самоубийства;

2)         самоунижение, униженность, постоянная подавленность, не­адекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.

Четвертый признак:

1)        явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъяс­нимые поступки, неорганизованность в поведении;

2)        извращенный, гипертрофированный педантизм.

Пятый признак:

1)         сексуальные извращения, цинизм, подчеркнутая гнусность, бравирование своей развращенностью;

2)        гипертрофированная застенчивость по отношению к проти­воположному полу, неадекватный страх перед ним.

О повышенной эмоциональной возбудимости могут свидетель­ствовать некоторые признаки внешних проявлений эмоций, вегета­тивные сдвиги и поведенческие реакции. Такие признаки можно наблюдать при усложнении ситуаций в ходе, например, подготовки уроков, при повышении требовательности, строгости учителей, на

f уроках, экзаменах:

1)          яркие мимические реакции, особенно оживление дистато-" ральных рефлексов, в частности, хоботкового рефлекса (губы вытя-[ нуты вперед трубкой);

2)         выраженная пантомимика;

3)         выраженные реакции позы, особенно скованность;

4)         сильный тремор (дрожание рук, ног, щек, век);

5)            заметные изменения в фонации и артикуляции речи, не­адекватная интонация;

6)          значительные эмоционально-вегетативные сдвиги;

7)           частые позывы на диурез, повышение перистальтики ки-

' шечника при эмоциях;

8)          суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмер­ной эмоциональной окраской;

9)        неадекватные эмоциональные реакции радости или огорче­ния, частые избыточные эмоции.

По поведенческим реакциям можно судить и об эмоциональ­ной устойчивости, т. е. способности сохранять устойчивость психи­ческих и психомоторных процессов при сильных эмоциях.

О недостатках эмоциональной устойчивости свидетельствуют

следующие признаки:

1)         постоянное ухудшение результатов учебной или иной дея­тельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных

эмоциях;

2)           ответы на экзаменах или контрольных всегда хуже, чем на

обычных занятиях;

3)           неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при работе в условиях контроля со стороны взрослых или значимых сверстников;

4) постоянное стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций в учебной, спортивной, будущей профессиональной или иной деятельности (желание присутствовать только в роли зрителя).

О дисциплинированности могут свидетельствовать такие пока­затели, как строгое соблюдение установленного порядка, стремле­ние быстро и точно выполнять данные поручения, высокая требовательность к себе и другим, общественная активность, опрят­ность и аккуратность в одежде, интерес к литературе, кинофильмам и телепередачам на научную тематику.

О недисциплинированности свидетельствуют противополож­ные признаки, в частности, стремление увильнуть от работы, не выполнить поручение, необязательность, нечестность, ленивость, стремление осуществить личные интересы за счет товарища, провокационные вопросы, направленные на дискредитацию учителя, постоянные нарушения дисциплины, элементы постоянного шу­товства, дурашливость.

При изучении организаторских способностей обращается вни­мание на умение планировать работу, контролировать выполнение намеченного плана, распределять обязанности среди учащихся, кон­тактировать как. со старшими, так и с подчиненными. Например, будучи старшим при выполнении различных заданий и хозяйствен­ных работ. Важно умение прислушиваться к мнению других, вы­полнение работы в соответствии с принятым решением; наличие гибкости при уточнении таких решений, если этого требует ситуация; умение предвидеть результат работы, умение увлечь ребят (если надо — собственным примером).

Об отношении к коллективу (о коллективизме) можно полу­чить некоторую информацию по таким признакам, как активность и принципиальность в борьбе за общие интересы, отзывчивость по отношению к товарищам, забота о них, внимание к их нуждам, готовность прийти на помощь, умение принять требования коллек­тива и стремление подчинить личные интересы общественным, кри­тика «в глаза», корректность и доброжелательность по отношению к товарищам, авторитетность среди них. При оценке отношения к коллективу учитывается также общественная активность.

Школьный психолог может использовать в целях диагностики учащихся не только экспериментальные методики, анкеты, наблю­дения учителей и классных руководителей по составленной им про­грамме, но и материалы бесед, интервью, позволяющих получить более глубокие и разносторонние сведения о личности интересую­щего его ученика. Так, например, для изучения психологических особенностей личности «трудных» школьников можно использовать

беседу-интервью, разработанную в Пятигорском педагогическом ин-ституте иностранных языков. Структура данного метода исследова­ния следующая:

1. Беседа с классным руководителем

В чем заключается трудность в воспитании данного школьника?

Дисциплина школьника дома и в школе.

Успеваемость.

Какие конкретные факты говорят о его трудности»? Какие меры применялись к этому школьнику для его исправ-ления и их результаты?

Домашние условия школьника.

2. Беседа со школьником

Кем ты хочешь стать после окончания средней школы? Какие учебные предметы ты любишь больше других? Что читаешь?

Твои товарищи. Что ты о них думаешь?

Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе? Твоя общественная работа и ее результаты. Твое любимое занятие в школе и дома. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни? Как ты относишься к своим родителям и почему? Твое отношение к старшим.

3. Беседа о школьнике с учителями Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика

на Ваших уроках.

Наиболее характерные случаи его недисциплинированности и

Ваши ему советы (меры, указания).

Его способности в учебе, в работе. Его возможности.

4. Беседа об ученике с его товарищами Давно ли вы дружите?

Ваши любимые совместные дела, предметы занятия? Что тебе нравится в твоем друге?

Что тебе не нравится в твоем друге, почему? Как ты ему помогаешь?

Ваши планы на будущее.

                                                                                                                                                                                                            5. Беседа сродителями школьника

Довольны ли Вы учебой и поведением своего сына? Что Вас беспокоит в его поведении и учебе? Как Вы ему помогаете?

Режим дня и его выполнение.

Что он делает по дому, помогает ли домашним, в чем?

Ваши советы сыну для выбора будущей профессии.

6. Беседа со старостой класса о школьнике

Ваше мнение о данном ученике.

В чем проявляются недостатки его поведения в коллективе класса?

Его отношение к товарищам по классу.

Как Вы и коллектив класса помогаете ему стать примерным учеником?

Его отношение к общественным поручениям, участие в кол-лективной жизни класса.

7. Заключение

Характеристика трудного школьника.

Оценка роли школы, семьи, общественности в его перевоспи тании.

Направление работы с трудными школьниками.

i РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ

Особенности работы психолога с подростками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного

возрастного этапа.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до  15-16 лет. В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, про-исходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, станов-ление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропор-ций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обид-чивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуаль-ного развития. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от: — неустойчивости эмоциональной сферы;

         особенностей высшей нервной деятельности;

        высокого уровня ситуативной тревожности.

Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае могут служить:

        аппаратурные методы определения свойств нервной системы;

         опросник «Анамнестическая схема показателей свойств нервной

системы»;

         опросник Айзенка (вариант для подростков);

          опросник структуры темперамента В. М. Русалова (вариант дли детей);

          опросник ЧХТ (черты характера и темперамента);

         темпинг-тест (определение свойств нервной системы по психо-мото-опроснику структуры темперамента Я.Стреляу);

        опросник САН (оценка эмоциональных состояний).

Особенности развития познавательных способностей подрост ка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неус­певаемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смыс­ла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всяко го обучения — наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной шкальной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обуче нию.

Изучение особенностей познавательной сферы подростка Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприя тия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Методики изучения восприятия:

         методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);

          методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);

        методика изучения восприятия времени.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школь­ником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены инди­видуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после пе­ренесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Методики изучения внимания:

        методика «Корректурная проба»;

         методика «Красно-черные таблицы»;

        методика Мюнстенберга;

        методика «Расстановка чисел»;

        методика «Отыскание чисел»;

        методика «Отыскание чисел с переключением».

К числу индивидуальных особенностей относятся индивиду­альные различия в функционировании памяти. Для успешного обу­чения подростка способам рационального запоминания, необходимо

знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Методики изучения памяти:

- метод опосредованного запоминания (по Л. С. Выготскому); - метод пиктограмм (по А,Р.Лурия); - методика «Запоминание цифр»; - методика «Запоминание образов»; - метод попарного воспроизведения.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллекту-

альными процессами в подростковом возрасте приобретает самосто-

ятельное значение. По мере развития подростка содержание его

мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к

мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне

отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Методики изучения мышления: - методика Векслера (детский вариант); - ШТУР;

- методика «Сложные ассоциации»; - методика «Матрицы Равена»; - методика «Анализ отношения понятий»; - методика «Выявление общих понятий»; - методика «Количественные отношения»; - методика «Интеллектуальная лабильность».

Необходимо знать особенности речевого развития подростка.

Методики изучения речевого развития:

- методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; - толкование пословиц.

Изучение мотивации обучения:

-                  методика изучения мотивации обучения;

-         мотивация одобрения — шкала Марлоу-Крауна;

-          шкала локализации контроля и др.

Содержанием психического развития подростка становится раз-витие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризую­щих личность подростка, является появление устойчивости

самооценки и образа «Я».

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Особенности физического развития могут быть причиной сни­жения у подростков самооценки и самоуважения, а также приводить

к страху плохой оценки их со стороны окружающих. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного неприятия себя, устойчивого чун ства неполноценности.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверст ников. Если у младших школьников повышенная тревожность воз никает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростком напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и свер стниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих об разцов поведения может приводить к столкновениям взглядов ш жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуа ции. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаи моотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подрос! ков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверен ность в себе.

У многих подростков отмечаются акцентуации характера — оп­ределенное заострение отдельных черт характера, создающих опре деленную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, пристрастие к алкоголю и наркомания).

Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:

        опросник Кеттелла;

- БАЛ (брненская анкета личности);

        характерологический опросник К.Леонгарда;

       шкала оценки тревожности Тейлор;

        шкала оценки тревожности Спилбергера;

        шкала депрессии;

       методика «Незаконченные предложения»;

         методика «Несуществующее животное»;

        методика «ДДЧ»;

         метод исследования уровня субъективного контроля;

         методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо-Рубинштейн и др.);

        методика изучения уровня притязаний;

         методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К. Томаса);

       методика Q-сортировки;

Методики изучения свойств микрогруппового уровня:. - социометрия;

        референтометрия;

        опросники общительности;

методика диагностики межличностных отношений Тимоти-Лири; - репертуарные решетки;

-ГОЛ;

Ситуация развития подростка (биологические, психические,

личностно-характерологические особенности подростка) предпола-гает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: фи­зическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблаго-приятное внещнесоциальное окружение. У подростков появляются определенные поведенческие реакции, которые составляют специ-фический комплекс. Выражается это как реакция эмансипации, ко­торая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Крайняя степень выраженности этой реакции — бродяжничество; — реакция группирования со сверстниками, проявляется в по- вышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формировании собствен-

ной субкультуры;

- реакция увлечения (хобби), в ней отражаются как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.

Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профес­сии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтап­ный процесс выработки и принятие решения. При этом проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные реше­ния, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения. Индивидуальные стили при­нятия решений являются отражением как индивидуально-психоло­гических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения.

Методики изучения свойств на этом уровне:

        методика «Карта интересов»;

          методика ДДО (Климов).

Рассмотрим некоторые из отмеченных выше психодиагности­ческих методик.

4.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА

4.1.1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)

Методика направлена на определение избирательности внима ния, может также использоваться для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.

Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова.»

Пример: рюклбюсрадостьфркнп

Время работы с бланком — 2 мин.

Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно вы деленные слова).

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновсютьшш^

кгнэкзаменфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщ уахоккейтроицалодоыэвшкщетелевизорлэзнпппвававпавгнгня памятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприбюерадостьжыдв хикгшшцсчмнародлжфлыждвлшйшшугдцлудлждлждлрепортажшзш вшггншфщвдинеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцер пуофгфышнвшфнышгэпрплаваниеоыдловдоадыолдсчьсюябко медиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорждвлащцшгукетмдлы влабораториялждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфл лвжыдфлаэжьщлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопр шгрпйхйзшши

Фамилия испытуемого______________Дата проведения______

4.1.2. Диагностика уровня интеллекта

Для этих целей можно использовать Школьный Тест Умствен­ного Развития (ШТУР). Тест был разработан учеными Научно-ис­следовательского института Общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает 6 наборов заданий (субтестов): «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщение», «Числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.

 Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтес-тов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при вы­полнении заданий.

Время на проведение субтестов

№ субтеста                                                                                                                                        Число заданий        Время выполнения

в субтесте                                                                                                                                                           (в мин )

1. «Осведомленность 1"                                                                                                                                                 20                                                                                                                                                                                                                                      8

2. «Осведомленность 2»                                                                                                                                                 20                                                                                                                                                                                                                                      4

3. «Аналогии»                                                                                                                                                                                                                                                             25                                                                                                                                                                                                                            10

4. «Классификации»                                                                                                                                                                                    20

5.               «Обобщения»                                                                                                                                                                                                                                      19                                                                                                                                                                                                                                      8

6.             «Числовые ряды»                                15                                                                                                                                                               7

Перед проведением исследования экспериментатор объясняет цель проведения испытания и создает у детей соответствующий на­строй. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваше умение рассуждать, сравнивать пред­меты и явления окружающего мира, находить в них общее и раз­личное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится

выполнять на уроках.

Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки,

которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограничен­ное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задер­живайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать

быстро и без ошибок».

После этой инструкции экспериментатор раздает тестовые блан­ки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, клас­се и школе, где учится испытуемый. Проконтролировав правиль­ность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Да­лее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста. Потом дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять зада­ния. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер

(чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не созда вать у них чувства напряженности). По истечении времени, отве­денного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

1.           Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключение №5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в наборе №3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.

2.           Результаты набора заданий № 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий). Более широкие, по сравнению с приведенными в таблице, категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый А в задании 3-А дал ответ «наука», то он получает оценку I балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные, но более узкие, частные обобщения, чем те, которые приведены в таблице. Например, ответ в задании 18А «литературные направления». Нулевую оценку полу­чают неправильные ответы. Максимальное количество баллов, ко­торое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта'цифра соответствует 100% выполнения пятого набора заданий.

3.              Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов ре­шения всех наборов заданий.

4.             Если предполагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения каждого субтеста, испытуемые по результатам тестиро-вания подразделяются на 5 подгрупп:

1)        наиболее успешные — 10% всех испытуемых

2)         близкие к успешным — 20% всех испытуемых

3)         средние по успешности — 40% всех испытуемых

4)        малоуспешные — 20% всех испытуемых

5)        наименее успешные — 10% всех испытуемых.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент пра-вильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат — процент выпол­ненных каждой группой заданий. После нанесения соответствую-щих точек вычерчивается график, отражающий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу.

5. Качественный анализ тестовых результатов (как индивиду-альных, так и групповых) и наиболее трудные типы логических связей проводится по следующим направлениям:

А. Для набора заданий 3 выявляются: а) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих заложенных в тест: вид—род, причина—следствие, часть—целое, про-тивоположность, функциональные связи; б)типичные ошибки при

установлении логических связей; в) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста (литература, история, матема-тика, физика, биология) и цикла школьных дисциплин (общественно-

гуманитарный, естественно-научный, физико-математический).

Б. Для набора 4 устанавливаются: а) задания какого содержа-

ния выполняются лучше, а какого хуже; б) задания какого типа — с конкретными или абстрактными понятиями выполняются хуже, провоцируют большее количество ошибок.

В. В наборе 5 выявляются: а) характер типичных обобщений

(по конкретному, видовому, категориальному признакам); 6) харак-тер типичных ошибок и на каких понятиях (абстрактных или конк-ретных), а также на каком содержании они возникают.

НАБОРЫ ЗАДАНИЙ ФОРМЫ А Описание и примеры набора задании № 1

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом их них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Пример:

Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и... ? а) случай; 6) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель. Пра-вильным ответом будет слово «жизнеописание». Поэтому оно дол-жно быть подчеркнуто. Следующий пример:

Противоположным к слову «отрицательный» будет слово... ? а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положи­тельный. В этом случае правильным ответом является слово «поло­жительный». Оно и должно быть подчеркнуто.

Набор заданий №1-А

1.           Начальные буквы имени и отчества называются... ?

а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма

2.             Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции доклада — это... ?

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

3.           Система взглядов на природу и общество есть... ?

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д)иллюзия

4.           Гуманный — это... ?

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) ;н | рессивный; д) пренебрежительный.

5.            Наука о выведении лучших пород животных и сортов растении называется... ?

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6.           Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и... ?

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы

7.           Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческом жизни и деятельности, называется... ?

а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом д) проектом.

8.           Противоположностью понятия лицемерный будет... ?

а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый, д) решительный,

9.            Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...'' а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах, д) противоречии.

10.            Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающе му — это... ?

а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречи весть; д) черствость.

11.           Начитанность, глубокие и широкие познания —это... ?

а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.     *

12.           Этика — это учение о... ?

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.

13.           Противоположностью понятия идентичный будет... ?

а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) раз­личный; д) изолированный.

14.           Цивилизация — это... ?

а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) об­щение.

15 Оппозиция — это... ?

а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) ре­шение.

16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является... ? а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и... ?

а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18. Коалиция — это... ?

а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и... ?

а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эго­изм; д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в пра­вах — это... ?

а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действие; д) эмансипа­ция.

Описание и примеры набора заданий № 2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выб­рать можно только одно слово.

Пример:

Век — а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Пра­вильный ответ — «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример;

Прогноз — а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причи­на. Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и должно быть подчеркнуто.

Набор заданий № 2-А

1.          Прогрессивный — а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.

2.                Аннулирование — а) подписание; б) отмена; в) сообщение;

г) отсрочка.

3.          Идеал — а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

4.          Аргумент — а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.

5.          Миф — а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука.

6.              Аморальный — а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.

7.         Анализ — а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.

8.          Эталон — а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.

9.             Сферический — а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустом г) объемный.

10.             Социальный — а) принятый; б) свободный; в) запланирован ный; г) общественный.

11.            Гравитация — а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомоси., г) подъем.

12.                Аграрный — а) местный; б) хозяйственный; в) земельным г) крестьянский.

13.           Экспорт — а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.

14.               Эффективный — а) необходимый; б) действенный; в) реши тельный; г) особый.

15.         Радикальный — а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.

16.               Негативный — а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный, г) неосторожный.

17.           Мораль — а) этика; б) развитие; в) способность; г) право.

18.                   Модифицировать — а) работать; б) наблюдать; в) изучать, г) видоизменять.

19.                Субъективный — а) краткий; б) общественный; в) личный, г) скрытый.

20.           Сентиментальный — а) поэтический; б) чувствительный; в) ра достный; г) странный.

Описание и примеры набора заданий № 3

Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово Вам следует найти и подчеркнуть. Пример:

Песня : композитор = самолет: ?

а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель. Правильный ответ — «конструктор». Поэтому это слово должно быть

подчеркнуто.

Следующий пример:

Добро . зло = день : ?

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки. Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно должно быть подчеркнуто.

Набор заданий № 3-А

1.          Глагол : спрягать = существительное : ?

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

2.           Фигура: треугольника = состояние вещества: ?

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула

 3. Тепло: жизнедеятельность ~ кислород: ? а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание. 4. Роза : цветок = капиталисты : ? а) эксплуатация; б) рабочие; в) капиталисты; г) класс; д) фабрика. 5. Холодно: горячо = движение : ? а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие. 6. Слагаемое : сумма = сомножители : ? а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число. 7. Числительное : количество = глагол : ? а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи, д) спрягать.

8.  Растение : стебель = клетка: ?

а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление. 9. Молния : свет = явление тяготения : ?

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

10.           Стихотворение : поэзия — рассказ : ?

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

11. Север : юг = осадки : ?

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

12.           Первобытно-общинный строй : рабовладельческий строй = ра­бовладельческий строй: ?

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство;

д) феодализм.

13.          Горы : высота = климат; ?

а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта;

д) растительность.

14.           Старт : финиш = пролог : ?

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

15.          Война : смерть = частная собственность : ?

а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепост­ные крестьяне.

16.          Диаметр : радиус = окружность: ?

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

17.          Колумб : путешественник = землетрясение : ?

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жерт­вы; д) природное явление. 18. Папоротник: спора = сосна: ?

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.

19.          Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ? а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метео­служба.

20.           Рабовладельцы : буржуа = рабы : ?

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.

21.           Молоток : забивать = генератор : ?

а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать

22.           Прямоугольник: плоскость = куб: ?

а) пространство; 6) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона

23.           Эпителий : ткань = аорта : ?

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

24.           Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство г) частная собственность; д) феодальный строй.

25.           Роман : глава = стихотворение : ?

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

Описание и примеры набора заданий №4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово. Пример:

а) тарелка; б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово — мебель. Поэтому оно подчеркнуто. Следующий пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; б) бежать. Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» покоя. Поэтому подчеркнуто слово «сидеть».

Набор заданий №4-А

1.                а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.

2.                а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.

3.                а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.

4.                а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.

5. а) рабовладелец-; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремеслен­ник.

6.               а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.

7.               а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.

8.              а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художе­ственное ремесло.

9.           а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

10.                а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) ино­сказание.

П. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.

12.                а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) раз­множение.

13.           а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.

14. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.

15. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство;

д) деньги. 16. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.

17. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть. 18. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.

19.                а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.

20.                а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.

Описание и примеры набора заданий №5

Вам предлагается два слова, нужно определить,.что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные  общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример:

Ель — сосна.

К Правильным ответом будет: «Хвойные деревья». Эти слова нужно I написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример:

Дождь — град. I Правильным ответом будет «осадки». Это слово и следует написать.

Набор заданий №5-А

1.               Сказка — былина.

2.              Атом — молекула.

3.               Ботаника — зоология.  4. Мозаика — икона.

 5. Азия — Африка.  6. Ампер — вольт.

7.               Сердце — артерия.

8.                Копенгаген — Манагуа.

9- Феодализм — капитализм.

10.                Стойкость — мужество.

11.                Канал — плотина.

12.                Сумма — произведение.

13.               Жиры —белки.

14.                Облачность ~ осадки.

15.                Газ — жидкость.

16.                Наука — искусство.

17.                 Цунами — ураган.

18.                Классицизм — реализм.

19.                Иносказание — описание.

Описание и примеры набора заданий №6

Предлагаем Вам ряды чисел, расположенных по определен ному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число. которое было бы продолжением соответствующего ряща, и написан. его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых задани ях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будс • пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример;

246 8...

В этом раду каждое последующее число на 2 больше предыдущего Поэтому следующее число будет 10. Его и нужно записать.

Следующий пример:

9 7 10 8 И 9 12

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10, Его Вам и нужно написать.

Набор заданий №6-А

1)                                                                          6      9     12     15     18    21

2)                                                                          9      1      7      1      5      1     ...

3)                                                                          235689...

4)                                                               10     12      9     11      8     10

5)                                                                             1      3      6      8     16     18     ... -6)       3      4      6      9     13     18

7)                                                               15     13     16     12     17     И

8)                                                                             1      2      4      8     16    32     ...

10)                                                                1      4      9     16    25     36

11)                                                               1      2      6     15    31     56

12)                                                31     24     18     13      9      6 13)-  174   171     57    54     18     15

14)                                                54     19     18     14      6      9

15)                                   301   294    49    44    И      8

ФОРАМ А

Правильные ответы Набор заданий № 5

I.          Устное народное творчество.

i>. Мельчайшие частицы вещества, состав веществ, составные части вещества.

3.           Биология: наука о живой природе.

4.           Изобразительное искусство, произведение изобразительного ис­кусства.

5.          Части света.

6.          Электрические единицы измерения.

7.           Органы кровообращения, кровообращение.

8.           Столицы.

9.         Общественный строй, строй, социально-экономическая формация.

10.           Положительные черты характера

I1.          Искусственные водные сооружения, водные сооружения.

12.          Результаты математических действий.

13.          Органические вещества

14.         Атмосферные явления, климатические (погодные) явления.

15.         Агрегатное состояние вещества, состояние вещества.

16.           Культура.

17.          Стихийное бедствие.

18.           Направление в искусстве, художественный стиль.

19.         Литературные приемы.

(Форма Б и приемы хоррекционной работы будут опублико-ваны в следующем выпуске)

ФОРМАМ

Описание и примеры набора заданий №1

Задания состоят из предложений вопросительного характер;! В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пят приведенных слов подчеркнуть только то, которое правильна дополняет данное предложение.

Пример;

одинаковыми по смыслу являются слова «биография" и... ? а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель. Правильным ответом будет слово «жизнеописание». Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример:

противоположным к слову «отрицательный» будет слово... ? а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положи тельный.

В этом случае правильным ответом является слово «положитель ный». Оно и подчеркнуто.

Набор заданий №1-Б

1.          Эволюция — это... ?

а) порядок; б) время; в) постоянство; г) случайность; д) развитие.

2.           Бодрое и радостное восприятие мира — это... ?

а) грусть; б) стойкость; в) оптимизм; г) сентиментальность; д) равнодушие.

3.           Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и... ?

а) окружение; б) симпатия; в) отношение; г) расположение; д) неприязнь.

4.           Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является... ?

а) суверенным; б) малоразвитым; в) миролюбивым; г) процвета­ющим; е) единым.

5.          Систематизированный перечень каких-либо предметов (книг, кар­тин и пр.) — это... ?

а) аннотация; б) словарь; в) пособие; г) каталог; д) абонемент.

6.           Предельно краткий и четкий ответ называется... ?

а) красноречивым; б) лаконичным; в) детальным; г) многослов­ным; д) спонтанным.

7. Миграция — это... ?

а) развитие; б) условие; в) изменение; г) переселение; д) жизнь. К. Человек, который обладает чувством меры, умеет вести себя по­добающим образом, называется... ?

а) общительным; б) объективным; в) тактичным; г) компетент­ным; д) скромным.

9.           Интересная или законченная мысль, выраженная кратко и метко,

называется... ?

а) афоризм; б) отрывок; в) рассказ; г) эпос; д) диалог.

10.          Универсальный — это... ?

а) целенаправленный; б) единый; в) распространенный; г) по­лезный; д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия «уникальный» будет... ?

а) прозрачный; б) распространенный; в) хрупкий; г) редкий; д) точный.

I 12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется... ?

а) декада; б) каникулы; в) неделя; г) семестр; д) квартал.

13.           Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправление» и... ? а) автономия; б) закон; в) право; г) прогресс; д) зависимость.

14.           Противоположностью понятия «стабильный» будет... ?

а) постоянный; б) знающий; в) непрерывный; г) изменчивый; . д) редкий.

15.          Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это... ?

а) логика; б) социология; в) филология; г) эстетика; д) философия.

16.           Высказывание, которое еще не полностью проверено, обознача­ется как... ?

а) парадоксальное; б) правдивое; в) двусмысленное; г) гипотети­ческое; д) ошибочное.

17.          Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и... ?

а) равноправие; б) господство; в) революция; г) союз; д) отставание.

18.         Тотальный — это... ?

а) частичный; б) редкий; в) всеохватывающий; г) победоносный;

д) быстрый.

19.           Равноценный заменитель чего-либо — это... ?

а) сырье; б) эквивалент; в) ценность; г) суррогат; д) подделка.

20.          Конфронтация — это... ?

а) солидарность; б) переговоры; в) сотрудничество; г) агрессия;

д) противоборство.

Описание и примеры набора заданий №2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример:

век — а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ «столетие». Поэтому это слово подчеркнуть.

Следующий пример:

прогноз — а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причини Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и под черкнуто.

Набор заданий №2-Б

1.         Аналогия — а) случай; б) явление; в) свойство; г) сходство.

2.            Интернациональный — а) многочисленный; б) международный

в)        нерушимый; г) известный.

3.Адаптироваться — а) приспособиться; б) научиться; в) двигаться.

г)         присмотреться.

4.            Иронический — а) мягкий; б) насмешливый; в) веселый; г) ни стоящий.

5.          Симптом — а) характер; б) система; в) желание; г) признак.

6.           Импорт — а) собственность; б) товары; в) ввоз; г) фирма.

7.            Компенсировать — а) терять; б) истратить; в) увеличить; г) воз местить.

8.                 Надменность — а) чуткость; б) скрытность; в) высокомерие, г) торжественность.

9.       Антагонистический — а) враждебный; б) убежденный; в) чужой, г) классовый.

10.             Интеллектуальный — а) опытный; б) умственный; в) деловой; г) хороший.

11.                    Абсолютный — а) властный; б) спорный; в) раздельный, г) неограниченный.

12.                    Порицание — а) равнодушие; б) осуждение; в) внушение; г) преступление.

13.         Дискуссия — а) мнение; б) спор; в) убеждение; г) беседа.

14.             Утопический — а) невыполнимый; 6) идеальный; в) жизнен­ный; г) неопытный.

15.           Консерватизм — а) косность; б) самостоятельность; в) героизм;

г) повседневность,

16.             Интерпретация — а) толкование; б) чтение; в) беседа; г) сооб­щение.

17.            Нюанс — а) образ; 6} чувство; в) оттенок; г) слух.

18.           Сентиментальный — а) поэтический; б) радостный; в) чувстви­тельный; г) странный.

19.          Абстрактный — а) практический; б) опытный; в) несуществен­ный; г) отвлеченный.

 объективный— а) беспристрастный; б) полезный; в) сознатель-ный; г) верный. Описание и примеры набора заданий №3 Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым слова-ми существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть. Пример:

песня : композитор = самолет : ?

а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель, Здесь правильным отвеюм будет слово «конструктор», его надо под-

Следующий пример:

Добро : зло = день ; ?

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки, Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчер-

кнуто.

Набор заданий №3-Б

1. Светло : темно = притяжение : ?

а) металл; б) молекула; в) отталкивание; г) взаимодействие;

д) движение.

2. Крепостные крестьяне : рабы = феодалы: ?

а) король; 6) рабовладельцы; в) церковь; г) сеньоры; д) дворяне. 3. Глагол ; спрягать = существительное ; ?

I а) понятие; б)склонять; в) название; г) обозначать; д) образовать.

4. Гольфстрим : течение = цунами : ? а) Япония; б) катастрофа; в) шторм; г) Куросава; д) волна.

5. Глаз : зрение = нос : ?

а) осязание; б) обоняние; в) лицо; г) рот; д) запах.

6. Запад : восток = обмеление : ?

а) фарватер; б) засуха; в) юг; г) паводок; д) пороги.

7. Существительное : предмет = глагол : ?

а) бежать; 6) деепричастие; в) спряжение; г) действие; д) признак.

8. Квадрат : площадь - куб : ?

а) сторона; б) перпендикуляр; в) ребро; г) периметр; д) объем.

9. Жара: жажда = классы : ?

а) крестьяне; б) капитализм; в)рабовладельцы; г) государство.

10. Лучи : угол = отрезки : ?

а) диагональ; б) точка; в) прямоугольник; г) хорда; д) линия.

 11.Стихотворение : поэзия = былина : ? а) сказка; б) богатырь; в) лирика; г) эпос; д) драма. 12. Нагревание : расширение — сила упругости : ?

а) пружина; б) взаимодействие; в) деформация; г) тело; д) вес.

13.           Береза: дерево = рабовладельцы : ?

а) рабы; б) рабовладельческий строй; в) класс; г) эксплуатация д) буржуазия.

14.           Начало : конец = гармония : ?

а) беспорядок; б) мораль; в) антоним; г) гротеск; д) понятие.

15.          Число : дробь = состояние вещества: ?

а) объем; б) молекула; в) железо; г) газ; д) температура.

16.            Птицы : воробьиные = млекопитающие : ?

а) кенгуру; б) лошадь; в) теленок; г) насекомые; д) грызуны.

17.           Круг: окружность = шар: ?

а) сфера; б) пространство; в) дуга; г) радиус; д) сегмент.

18.           Слово : буква = предложение : ?

а) союз; б) фраза; в) слово; г) запятая; д) тетрадь.

19.           Феодализм : капитализм = капитализм : ?

а) социализм; б) феодализм; в) капиталисты; г) общественным строй; д) классы.

20.           Повышение атмосферного давления : ясная погода = циклон :

а) осадки; б) солнце; в) антициклон; г) погода; д) метеослужба.

21.          Дыхание : углекислый газ = фотосинтез : ?

а) воздух; б)кислород; в) хлорофилл; г) свет; д) лист.

22.           Пила: пилить = аккумулятор: ?

а) включать; б) проводить; в) нагревать; г) превращать; д) накап

ливать.

23.          Человек : толпа = клетка: ?

а) растение; б) плод; в) микроскоп; г) ядро; д) ткань.

24.           Океан : глубина = климат: ?

а) географическая долгота; б) влажность; в) растительность

г)        местность; д) рельеф.

25.         Абсолютизм : демократия = товарно-денежные отношения : ? а) натуральное хозяйство; б) торговля; в) ремесло; г) товар

д)         промышленность.

Описание и примеры набора заданий №4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример.

а) тарелка; б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово - мебель. Поэтому оно должно быть подчеркнуто.

Следующий пример.

а) идти; 6) прятать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать. Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» — покоя. Поэтому должно быть подчеркнуто слово «сидеть».

Набор заданий № 4Б

1. а) запятая; б) точка; в) двоеточие; г) тире; д) союз. 2. а) глобус; б) меридиан; в) полюс; г) параллель; д) экватор. 3. а) морфология; б) синтаксис; в) пунктуация; г) орфография; д) терминология.

4. а) движение; б) инерция; в) вес; г) колебание; д) деформация.

5. а) круг; б) треугольник; в) трапеция; г) квадрат; д) прямоугольник. 6. а) картина; 6) мозаика; в) икона; г) скульптура; д) фреска.

7. а) рабх>чий; б) крестьянин; в) раб; г) феодал; д) ремесленник. 8. а) легенда; б) драма; в) комедия; г) трагедия; д) пьеса. 9. а) аорта; б) пищевод; в) вена; г) сердце; д) артерия. 10. а) Канада; б) Бразилия; в) Вьетнам; г) Испания; д) Норвегия.

11. а) тело; б) площадь; в) объем; г) вес; д) скорость. 12. а) направление; б) курс; в) маршрут;'г) азимут; д) компас. 13. а) корень; б) стебель; в) лист; г) тычинка; д) цветок,

14. а) землетрясение; б) цунами; в) гора, г) тайфун; д) смерч.

15. а) метафора; 6) монолог; в) эпитет; г) аллегория; д) преуве-

личение. 16. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство;

д) деньги. 17. а) цилиндр; б) куб; в) многоугольник; г) шар; д) параллелепипед.

18. а) пословица; б) басня; в) поговорка; г) сказка; д) былина. 19. а) история; б) астрология; в) биология; г) астрономия; д) меди­цина. 20. а) питание; б) дыхание; в) раздражимость; г) рост; д) сознание.

Описание и примеры набора заданий № 5 Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между

ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее суше-

ственные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом

с предложенной парой слов. Пример: Ель — сосна.

Правильным ответом будет: «хвойные деревья». Эти слова нужно

написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример: Дождь — град. Правильным ответом будет: «осадки». Это слово и следует написать.

Набор заданий №5-Б

1.           Европа — Австралия.

2.         Жидкость — твердое тело.

3.            Почки — желудок.

4.         Деление — вычитание.

5.         Лиссабон — Луанда.

6.           Феодализм — социализм.

7.          Нос — глаз.

8.         Алгебра — геометрия.

9.          Сила тока — напряжение.

10.           Предательство — трусость.

11.          Государство — церковь. 12." Землетрясение — смерч.

13.           Мастерская — мануфактура.

14.           Водохранилище — арык.

15.          Роман — рассказ.

16.         Температура — атмосферное давление.

17.           Реформа — революция.

18.           Спора — семя.

19.           Метафора — аллегория.

Описание и примеры заданий №6

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определение • му правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число. которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написан, его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых задани ях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будс-i пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример:

2468 10...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего Поэтому следует написать 12, которое и будет следующим числом.

Следующий пример:

9 7 10 8 11 9 12...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.

I                                                                                                                                                                                                                                                                                        Набор заданий № 6Б

5                                                                9                                                  13                                                   17                                                 21                                                  25

3                                                               7                                                              6                                                             7                                                               9                                                              7     ...

1                                                                4                                                              3                                                              6                                                              5                                                                8     ...

6                                                                8                                                   11                                                    13                                                   16                                                   18

2                                                              4                                                             6                                                  12                                                  14                                                28

1                                                                4                                                              8                                                   13                                                  19                                                 26

11                                                    12                                                  10                                                  13                                                              9                                                  14

т     128                                                 64                                                32                                                   16                                                              8                                                              4

1                                                                 3                                                               7                                                   13                                                21                                                   31

м)>   255                                     127                                                63                                                  31                                                    15      7

И)      3                                                               4                                                              8                                                  17                                                 33                                                 58     ...

•12)    47                                                  39                                                 32                                                26                                                21                                                    17

• 13)    92                                                 46                                                44                                               22                                               20                                                   10

I U)   256                                                  37                                                 64                                                31                                                    16                                                25

I И)      1                                                                2                                                             4                                                             7                                                 28                                                  33

Правильные ответы к заданиям формы «Б» теста

Сайт управляется системой uCoz