Русская общественная мысль II половины XVIII века Реформы Петра I касались лишь быта, армии, административного аппарата, отдельных линий культуры. Далеко не все попытки были оправданы или совершались оправданными методами. Петр I - император стихийный, отсюда и перекосы. Реформы были связаны с начавшейся войной, необходимо было оснастить армию, а общество поставить на службу государству, чтобы выиграть войну. + моменты: был тесный контакт с Европой; счет лет - от РХ; образовывались газеты, при АН возник академический университет. - моменты: русских ученых нет, из-за границы едут люди разные, многие - попросту за наживой => засилье иностранцев в АН. Поэтому отечественная наука плохо развивается, русские ученые начинают требовать изменения положения. Ломоносов М.В. (1711-1765). Стал первым ученым, требовавшим от государстваизменения политики по отношению к отечественным ученым. XVIIIвек - время реформирования. Но в АН выяснилось, что учить некого. Все лекции читались на немецком и французском языках. Поэтому образование доступно лишь дворянским детям, уже получившим достаточно хорошее образование. Но и из них большинство собиралось идти на военную службу. Поэтому профессоров было зачастую больше, чем студентов. Попытка преобразований была малоудачной. Вдобавок, была открыта академическая гимназия, вследствие чего продолжает действовать славяно-греко-латинская академия, созданная при царе Федоре. 1755 - образование университета, но и в нем обучение шло с большим трудом. А когда нет достаточного запаса образованных людей - трудно готовить научные кадры. При Екатерине II образуается АХ, РА. Одно время президентом ее была одна и та же женщина - Дашкова. II половина XVIII века стала неким рубежом, когда Россия стала приближаться по культурному и научному уровню к Европе. И при Петре I, и немного позднее сословный строй прикрепил все слои населения к выполнению определенных функций, следовательно реальной свободы не было, а значит не было времени на творчество. И лишь после волности дворянству Петра III, жалованных грамот дворянству, положение меняется. Первыми "раскрепощенными" стали дворяне. И хотя бы летом они чувствовали себясвободными в своих усадьбах. Главное место в культурной и научной сфере общества стала играть дворянская интеллигенция. Художники, актеры, музыканты происходили чаще из купцов, мещан, крестьян. Что касается исторической науки, общественных наук - первое место было за дворянами. Начинают издаваться журналы, которые поднимают общественные проблемы. Поэтому вся литература XVIII века - не только развлекательного характера, но и философско-общественного. Это были и сатирические журналы. Власть не всегда могла подчинить их себе. Поэтому часто происходили конфликты типа "власть-личность". Человек не хотел ощущать себя винтиком, деталью государственной машины. Он хотел чувствовать себя личностью. В сочинениях этого времени эта идея выливалась в споры. Одни говорили, что власть - от Бога, следовательно не подчиняться ей нельзя. Другие ставили человека превыше всего, власть не дает ему раскрыться, следовательно ее нужно уничтожить. Во второй половине XVIII века общество пыталось осмыслить исторический путь России. Тогда были написаны первые поэмы о судьбе России (Херасков). То есть интерес к истории усиливался. Общество пыталось понять свою страну. При Екатерине II начнется более интенсивный обмен с заграницей. Часть русских начинает получать образование заграницей; оно становится более широким, универсальным. Во второй половине XVIII века в Россию проникают идей просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье). Можно сделать вывод, что общество интересуют не только бытовые новации, но и философская мысль Запада. Отсюда появляется и мода на различные течения. МАСОНСТВО. К масонству имели прямое отношение Суворов, Пушкин, Херасков, большинство декабристов, Сумароков. Масонство проникает в Россию в середине XVIII века через людей, ездивших в Европу, посещавших ложи. Масонство XVIII века - это учение морально-нравственного характера, направленное на моральное совершенствование человека. ОСОБЕННОСТИ непризнание разделения людей по религиозному, национальному, государственному признаку. Главная идея - всеобщее братство, но чтобы к нему примкнуть - надо вступить в масонскую ложу. Помере возвышения по масонским ступеням, человек получал доступ к тайным знаниям. В масонстве XVIII века нет политики. Активные участники: Елагин, Н. Милюков(редактор ряда сатирических журналов) - его подозревали в качестве одного из лиц, которое пыталось вовлечь в масонство Павла I. Никакого масонского заговора не было, хотя Милюков вплоть до воцарения Павла просидел в тюрьме в одиночной камере. Когда стало ясно, что Екатерина II престол уступать своему сыну не собирается, возникла идея о смещении Екатерины. Среди сочувствующих этой идее оказались братья Панины. К моменту ареста Милюкова братьев не оказалось поблизости - они подавлюли восстание Пугачева. К активным участникам можно отнести и Лопухина, автора Любопытных записок. Но он был выслан в свое орловское имение. Профессор Шварц, прибывший из Трансильвании и читавший философию. В последствии он добился предоставления автономности масонству. К моменту ареста Милюкова он, как и братья Панины, уже умер. При Павле прежде осужденные масоны были выпущены на свободу, но распространению масонских лож власти всячески препятствовали. При Александре I масонство распространялось очень быстро. Представители знатных семейств считали за честь быть принятыми в масонские ложи. Карамзин - активный участник масонской ложи в конце XVIII века. Он не был богат, но жил долгое время за границей на средства масонских ложи, чтобы наладить более тесные контакты с масонскими ложами Европы. Но получилось обратное: Карамзин отошел от масонства. Аракчеев не разделял увлечения масонством. А вот обер-прокурор Синода Галицин определенное влияние от лож испытывал. Противников масонства было более чем достаточно в среде духовенства. Поэтому в 1822 году Александр I издает указ о запрете масонских лож. Теперь любой чиновник, поступая на службу, должен был письменно подтвердить свое неучастие в масонских ложах. Екатерина II понимала необходимость перемен, но было это лишь в начале ее правления, когда она пыталась показаться просвещенной правительницей. Одновременно она хотела знать, что думает дворянство по крестьянскому вопросу. Записки все печатались. В то же время собирается Уложенная Комиссия, которая должна была создать новый свод законов Российской Империи. Депутаты выбирались не только из дворян, но и из государственных крестьян, однодворцев, купцов. Дворяне не хотят идти на уступки (Сумароков). Екатерина II поняла, что не затрагивая дворянских привилегий, ничего решить не удастся, поэтому под предлогом начавшейся войны Комиссия была распущена. Сумароков Александр Петрович(1717-1777) Один из деятелей просвещения России. Разработал многие жанры литературы. С Ломоносовым одновременно разработал жанр оды духовно-философского звучания. Защищал помещиков. Если помещик заботится о людях - все равно он не достоин быть таковым. Все люди равны. Главная задача барина быть умнее. Вводит жанр сатиры. Высмеивает людей слепо поджражающих Западу. Его комедии не развлекательные, а сатирические. Основоположник русской трагедии. Осуждает самовластие. Автор лирических стихов, песен, романсов,первых русских басен. Пушкин резко к нему относится в юности, в зрелости отношения смягчились. Литература той поры поднимала нравственные проблемы, проблемы исторического опыта, человеческой власти. После смерти 1й жены-берет в жены крепостную => отношения с друзьями портятся. Он становится желчным алкоголиком. ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ(1733-1790) Потомок черниговских князей. Хорошо образован. В его библиотеке >15 тыс томов. Знал несколько европейских языков. ЕкатеринаIIпыталась приблизить его к двору, но он остался для них чужим, т.к. не хотел подстраиваться под императрицу и ее фаворитов. Написал "Историю гос-ва Российского до 1760г.", она написана тяжелым слолгом и интересна небольшому кругу спецов.Он был ярким участником Уложенной комиссии. Выступал за нерушимость дворянских привилегий,против отмены крепостного права-крестьяне к этому не готовы. Помещик заслуживает порицания только за варварское отношение к крестьянам. Карамзин в свое время тоже перевел крестьян на легкий оброк, а через несколько лет они спились и не трудятся-он вернул их к барщине. Все потомки Сусанина были отпущены на волю, с большим количеством земли, через несколько лет они были в более худшем положении, чем крепостные, т.к. не были готовы к свободе. Во время службы при дворе он занимался литературной деятельностью(роман "Утопия. путешествие в страну Офирскую", "О повреждении нравов в России"). Все беды и неустроенность России - в поведении монархов(обличал Екатерину и ее фаворитов). Потеря прежних нравов, богобоязненности, уважения в семье причина личных трагедий. сторонник конституционной монархии. Просвещенное дворянство должно влиять на монарха. Не относится к позиции консерваторов-он в оппозици. Либерально-патриотическое направление - основа его идей. В любом из направлений общественной мысли (рев, либ, конс) есть сильные и слабые стороны. Необходимо искать рациональное зерно в каждом. Консерватизм - сохранение ценностей, опыта, имеющегося в данном обществе. Либерализм - система ценностей, опирающихся на признание избираемости законодательных органов, всеобщего избирательного права. РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ Покушался на весь уклад жизни , поэтому Екатерина была права, называя его бунтовщиком хуже Пугачева. "П. из П. в М."не выделяется литературным талантом, следует зарождавшемуся сентиментализму, но с яркой политической окраской. Вместо казни осудили на 20л. ссылки в Сибирь, условия нетяжелые. +заступничество Воронцова. Сприходом к власти Павла, Воронцов позаботился о том, чтобы отношение к Радищеву изменилось, ему разрешают вернуться. Едет с гражданской женой и детьми , не дожидаясь весны => жена умирает, детей опекает ее подруга. При Александре его востанавливают в дворянских правах и привлекают к работе в комиссии по систематизации действительного законодательства. Но Р. подает несколько записок, направленных на изменение зак-ва. Воронцов его ругает. Р. впадает в депрессию и кончает жизнь самоубийством. КОРЖАВИН ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ уехал в США, затем вернулся в Россию. издает отдельные труды, которые не получили известности, т.к. он пытался протаскивать свои идеи через чужие сюжеты. До конца дней - республиканец. КРЕЧЕТОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ(1785-1802) Родился в селе Барщево, с 15 л. учился в карачевской воеводской канцелярии писарем. Служил на воинской службе, был аудитором одного из полков. Там познакомился с Радищевым. В к. 80х-н. 90х предлагает Екатерине проекты по изменению судопроизводства. Язык сложен - его не воспринимают, пытается издавать свой журнал, но через год он закрыт. Создал общество , в которое входили и женщины. Обыск - найдены зарещенные издания. До 1801 сидел в одиночной камере. Вышел в 56л. В 1801 отправляет несколько прожектов, но они не рассматриваются. Его приписывают к инвалидной бригаде и отправляют в Пермь. С приходом к власти Александра, он и его единомышленники были готовы на конституцию, но общество еще не готово. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 19в. КАРАМЗИН НИКОЛАЙ(1766-1826) "Записка о древней и новой России". Для понимания содержания нужно проследить изменение мировоззрения К. Он на перепутье. Увлекается масонством, вступает в ложу. НО + его волнуют исторические судьбы России. Увлекается западными идеями. Едет на Запад, там сомневается в применимости этих идей к России. Там пишет "Записки путешественника", увлекается идеями ВФР. Пытается понять революционеров. Возвращается в Россию, выпускает журнал "Вестник Европы". становится придворным историографом. "ИГР": интересно читать, новых томов ждали. Том об опричнине - особый отклик, т.к. он пытался быть объективным. Учительский тон работы, пишет о Петре как о великом, но чувствуется, что так он не считает. Впервые говорит о расколе общества при Петре, нарушается главное духовное звено между народом и духовенством - вместо патриарха синод. Плохо отзывается о Екатерине, жестко оценивает Павла, осуждает либеральные преобразования Александра,т.к. они с Запада. Не оправдыывает участие в войнах с Наполеоном, осуждает экзамен на чин Сперанского. Когда записка попала к Александру - только раздражение. Но после отставки Сперанского - большее уважение к К. Записка была консервативной по содержанию. Проводя преобразования - идти постепенно, учитывая патриотический дух народа. Много общался с Декабристами, но восстание осуждает. 1826г. умер. Не закончил "ИГР". ШИШКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1754-1840) Противник заимствования иностранных слов, за чистоту русского языка. Президент РАН. Мягок, особенно это проявилось в книге "Детское чтение". При Павле получает 300 душ крепостных, нескольк наград. Не требовал с крестьян оброка. Живет бедно, крестьяне узнали об этом и предложили ему взять с них поо 1 тыс рублей за 10 лет - отказался, в убеждениях тверд. Собирает вокруг себя единомышленников: кн Шаховский, Крылов, Аксаков, адмирал Мордвинов, Державин. Основал общество "Беседа"(входили Грибоедов, Пушкин), которое стало противником "Арзамаса". В 1812 все манифесты Александра были написаны Шишковым. Император пригласил его на должность секретаря=> пытается влиять на Александра. Советует ему вернуться в Москву как древнюю столицу России. Когда Александр стал следовать Западу - подает в отставку. С сомнением и критикой воспринял "Библейское общество" Голицина - тот подал в отставку. Общество распускается, масонские ложи - тоже. Шишков - вновь востребован. Становится министром Просвещения. С приходом к власти Николая I он вновь отошел от дел, т.к. его считали старомодным во взглядах. В последние годы жизни он часто болеет, умирает его жена - он одинок, теряет зрение, с трудом говорит. Предан монархии. О ДЕКАБРИСТАХ Первая книга была написана Модестом Корфом. Но лишь для служебного пользования. Сами декабристы договорились никаких отрицательных оценок деятельности и участникам не давать, вспоминать лишь хорошее. Исключение Дмитрий Завалишин. В его мемуарах ЕСТЬ такие оценки как движению в целом, так и отдельным личностям. Декабристы - поворотный рубеж в развитии русской общественной мысли. Одни их восприняли, другие - оттолкнули. Ф.И. Тютчев к ним относился холодно. В последующие годы общественная мысль стала искать выход не в декабристах, а в философии. Сначала - у Гегеля и Фихте. Эти идеи - характерны для общества "Любомудров", но зародилось оно еще до выступления декабристов. Руководитель - Семен Егорович Раич. Окончил Севскую семинарию, но занялся журналистикой, становится наставником Тютчева, который затем вошел в его общество(+ Погодин, Одоевский, Антон Степанович Хомяков). Аресты декабристов - уничтожают многие свои документы. После - занимаются исключительно философией. В это же время складывается направление "Официальной народности" Сергея Уварова. Получил великолепное образование, знал 4 европейских языка. За свои труды в области Востоковедения получил признание, должность Президента РАН. В это время строится обсерватория в Пулкове, ведутся географические исследования. Он приглашает на работу немца Александра Гумбольдта, который оставил книгу воспоминаний о России. Вводит в практику отправку молодых ученых за границудля получения статуса профессора. При нем в Казанском университете начинают изучать монгольский язык, чтобы установить контакты со всем азиатским миром. Уваров - инициатор и создатель общества "Арзамас". Движение декабристов образовалось на российской почве, но идей - от Запада (из произведений, университетов). Значит необходимо новое мировоззрени, основанное на иных ценностях, о которых говорил еще Карамзин. Уваров представил их в качестве системы. Он становится товарищем Министра Народного Просвещения. Самодержавие - не тирания самовластия. Самодержец - символ народа, который ставит интересы государства выше личных. Народность - не преданность народа, не попытка сохранить крепостное право. Народ - хранитель культуры, быта, традиций, который должен передать это поколениям. НО! Теории официальной народности противостояло революционное направление. С I трети XIX века в обществе начинает вырабатываться новая концепция отношения к Западу. Менталитет русского человека противопоставляется менталитету иностранца. Западное общество - ориентировано на материальную сторону жизни => они склонны к обустройству быта, достижениям в области науки и техники. Для российского человека - цель в духовной стороне жизни. Многие философы различали понятия "цивилизация" и "культура". К - опирается на духовные ценности, а духовность связана с верой. Раньше других идею противоположности Востока и Запада высказал Одоевский. ОДОЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803-1860) Рюрикович по крови. Обладал великим эстетическим вкусом. Крупный писатель I половины XIX века. "Русские ночи" - мысь о противоположности Востока и Запада. На западе наука оторвалась от ума, искусство утрачивает роль путеводителя, т.к. начинает потакать прихотям человека. Постепенно гибнет религиозное чувство, оно становится механическим. Возрождение Европы возможно лишь если на мировую сцену выступит новый народ, этим народом должны стать русские, т.к. русскому духу присуща "всеобнимаемость". О. был предшественником славянофилов и почвенников. В эпоху Николая I русское общество оказалось на распутье. Бывшая оппозиция (Александру) смирилась с новым порядком, часть ее, в лице декабристов - выступила против и была отсечена. Первоначально правление Александра воспринимали положительно. ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Закончил Царскосельский лицей. Отличился лишь в словесности. Вольнодумец. Вместе с Кюхельбехером оказался в сооставе тайнвх обществ. Оды: Вольность, К Чаадаеву, Деревня (осуждает рабство), эпиграмма Монах. => его ссылка на юг была заслуженной. НО! Ссылка ли это? -его направили на новое место службы (сначала в Кишинев, затем - в Одессу). В чине его не понижали, выплачивали жалование, хотя он месяцами не появлялся на службе. Затем - сослан в Михайловское под присмотр местных властей и священнослужителей. Лишь случайность не привела его на Сенатскую площадь, хотя он знал и Пестеля, и Бестужева-Рюмина. Николай I пытался подчинить и перетащить на свою сторону общественность. Пушкина возвращают из ссылки, Николай ведет с ним частную беседу и видит в нем пользу для государства. После смерти Карамзина - становится главным историографом, получает доступ ко всем архивам, в том числе - к закрытым. Пишет записку о Народном образовании: нужно изучать все, давать правильное направление, расширить сеть учебных заведений. Пушкин думает о благе государства => не принимает позиции Чаадаева. После философического письма Чаадаева в ж Телескоп - пишет письмо другу, в котором говорит, что в истории России есть пятна, но она ему дорога и он никогда не променяет ее на ценности Запада с его католицизмом. В последние годы жизни он становится все более православным человеком (Отцы успенники). ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1809-1852) Писатель, трудный для оценки, родился в небогатой помещичьей семье. Отец не оказал на него особого влияния, т.к. Г. был отправлен на учебу в Полтаву, затем - в Нежинский лицей. Когда Г. было 15 лет - его отец умер. Мать - оказала большое влияние. Была глубоко верующим человеком, но весела, дизнерадостна. НО! Могла часами не обращать на окружающий мир никакого внимания. Эта черта была свойственна и Г., в последние годы он жил в состоянии постоянного напряжения. Лицей зародил в нем семя вольномылия. Несколько профессоров были лишены права преподавания и высланы. В Г. постоянно усиливалось критическое начало. В повести "Тарас Бульба" он описывает старосельских помещиков, идеализирует Запорожскую вольницу. Вий, Нос, Портрет - Г. проявил себя как писатель. Пишет о реальных людях, которые живут бесовским образом. "Мертвые души" - не критика Николая, а попытка понять сложность натуры человека. "М.Д." он хотел выпустить трехтомником, но второй том сжег, т.к. не находтл ничего положительного в окружающей его российской действительности. В последние годы - в поисках самого себя. Видит себя не как писателя, но как учителя жизни=> хочет скорректировать и изменить свои произведения. "Выбранные места из переписки с друзьями" - никто не понял, все увидели в них мистический мотив, смирение перед самодержавием. Г. встречался с верующими людьми, совершал паломничество в Оптину Пустынь. Просит принять его в монахи, но отец Моисей отказывает ему - слишком творческая натура, трудно будет ужиться. Чтобы быть русским - нужно стать истинно православным. У него нет семьи, нет дома, нет друзей, скоторыми он постоянно общался. К концу жизни он становится неприкаянным, ищет опору в вере и немногочисленных знакомых. ВЯЗЕМСКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (1792-1878) Из Рюриковичей, принадлежит к семейству Смоленских князей. Старший современник Пушкина. Тяготеет к литературе XVIII века, не лишен вольнодумства. По духу - декабрист, но не вышел на Сенатскую площадь. Участвовал в обществе "Арзамас", член масонской ложи. Помощник Новосильцева в подготовке Конституции. Сатирик, критик. "Москва и Петербуг", "Негодование" - против крепостного права, нарушения свободы человека. Уходит в отставку, живет в своем имении под Москвой. При Николае - просит вернуть его на службу, получает местов Министерстве Просвещения. Главным образом работает в Цензурном Комитете. После смерти Пушкина выступает в качестве писателя. "Записные книжки" - множество исторических анекдотов. Монография "Фонвизин" - первая биография Фонвизина, попытка связать XVIII век с XIX. Продолжает писать стихи, все больше проявляются в нем руссофильские настроения. Сближается с Тютчевым. Поздний период жизни - философские мотивы. Время дворянства проходит, накапливаются противоречия, связанные с необходимостью перемен. НО! Николай боится затронуть главную опору своей власти - крепостное право. Грань между двумя направлениями общественной мысли становится все более четкой. 30-40-е гоы XIX века - рубеж. Славянофилы видели в Росси мать, а западники - дочь, которую необходимо направлять. 1839 - статья Хомякова "О старом и новом" - начало славянофильства, начало складывания биполярной системы. ХОМЯКОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1604-1860) Из дворян Поволжья. Ходячая энциклопедия. Еще в 20-е годы XIX века, до выступления на Сенатской площади, говорил, что можно жертвовать своей жизнью, но не чужими. Статья "О старом и новом" - 1639 год. На примере русской истории пытался изучить сильные и слабые стороны в развитии страны. Сравнивал Россию и Запад, пытаясь выявить сильные и слабые стороны. Первым заметич, что основным отличительным качеством русских является соборность. На Западе главным качеством стал эгоизм. Там складывается оббщество правового характера, но там нет духовности. Соборность невозможна без любви, необходимо уважать тех, кто живет рядом. Поэтому нужно развивать благотворительность, поддержку слабых. Соборность - объединение людей для достижения цели, причем каждый человек идет своим особым путем, в этом - отличие от псевдодемократической культуры Запада. КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1806-1856) Выходей из старинной дворянской семьи. Рано потерял отца, мать вышла замуж за Елагина, знатока немецкой философии. Он дал детям хорошее образование. В 7 лет превосходно играл в шахматы, овладел тремя европейскими языками, позже изучил латынь, греческий. Участник кружка "Любомудров". 1830 - уезжает заграницу, познакомился с Гегелем, Шеленгом. Попытался издавать журнал "Европеец", но уже после второго номера его закрыли по личному указу Николая I. Это произошло из-за статьи самого Киреевского "XIX век". Николай испугался, хотя Киреевский вовсе не восхвалял ВФР. К. не печатается в течение 12 лет. 1832 - женится, его жена - глубоко верующий человек, старается приобщить к вере и мужа => происходит своеобразное перерождение К., он становится глубоко православным человеком. На это повлияло и то, что имение Киреевского находилось неподалеку от Оптиной Пустыни. Сближается с Макарием, который становится его духовником. Здесь он изучает греческий и пишет сочинения, которые затем вошли в книгу "Добролюбие". К. продолжает сотрудничество с ж. "Москвитянин". Только после смерти Николая в ж. "Русская беседа"(славянофильский) выходят некоторые его статьи, большей частью - посмертно. Был религиозным философм, понимал, что один разум не сможет дать понимания мира; лишь в сочетании разума и веры возможно полное познание мира. АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ(1817-1860) Еще в ранней молодости сблизился с кружком Станкевича, позже станет одним из апостолов славянофильства. Борода, сапоги, простонародное платье - как форма приобщения к народному быту. Отстаивает идею загнивания Запада, главное -православная вера и российская государственность. НО! Он и государственник, и анархист. Власть развращает людей, но она способна цементировать государство. ст. "Публика и народ" - публика -приходящая, народ -вечен. Публика - грязь в золоте, народ -золото в грязи. Чтобы Россия развивалась, необходимо сгладить пропасть между народом и публикой. Нужно проствещать народ, нонет людей, способных нести это знание. Поэтому учителю необходимо пожить в народе, соприкоснуться с народной жизнью и бытом. Стихотворение "Свободное слово" -резко отзывался о критике и цензуре. Выпускает журнал "Молва", не просуществовал и года. Его взгляды не принимались, поводом закрытия стала статья о публике и народе. Смерть отца в 1859 стала для него ударом, он заболел чахоткой и умер. АКСАКОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ(1823-1866) При жизни не был понят. Развитие его идей отличалось от славянофилов, первоначально он не одобряет их идеи. Не получил университетского образования, служил чиновником и на службе знакомился с жизнью. По поручению географического общества - ездил на Украину, изучал ярмарки. Известен как писатель, не желая быть зависимым от властей - подает в отставку. Пишет много. Начинает поэму "Бродяга", но не заканчивает. До смерти брата, отца, Хомякова - не признает идеи славянофилов. С 1856 -входит в журнал славянофилов "Русская беседа". Редактор его - Кошелев. Старается не дразнить власти, а затем уезжает за границу, редактором становится Аксаков, он изменил стиль журнала => в 1860 он закрыт. Издает газету "Парус" -закрыта после второго номера. Резко и решительно настроен в области коренных реформ, в критике недостатков - близок к революционным оценкам. Издает газеты День, Москва - проходили через цензуру с большим трудом. В 60-е годы все больше убеждается, что все проявления "Народной воли" грозят гибелью России, поэтому в советской историоргафии его называли консерватором. Когда разгорится русско-турецкая война 1877-1878, станет инициатором создания славянских комитетов в Болгарии, Боснии и Герцеговине. Это станет его Звездным часом. Публично высказал свое недовольство поведением России на Парижской мирной конференции. Женат на дочери Тютчева, первый биоргаф Тютчева, после смерти А. его жена Анна взялась издать все, что не успел сделать муж. => книга "Отчего так непросто живется в России": народ -корни, общественность - ветви, власть - кора. Народ складывается стихийно, но он еще не имеет общественной мысли, хотя может ею обладать, если будет взаимодействовать с остальными составляющими. Самодержавие - форма правления с человеческим лицом. Самодержавие в России со времен Петра - узурпация, тирания. Конституция и Парламент для России не подходят. Российская общественность должна расти через земства. Затем - созывать земские соборы, на которых будут представители земств. Всю жизнь пытался найти пути обновления России, считал, что основным признаком здоровья в развитии общественности является свобода высказывания своих мыслей. Статья "Где органическая сила России" - необходимо учитывать местный опыт для проведения реформ. Вся сила земств - в селе, которое нигде не было так сильно, как в России. КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ Начинал как западник, но его мировоззрение эволюционирует: первоначально он - сторонник развития России на основе самоценности человеческой личности, потом его мнение меняется. Противник крепостного права, один из идеологов земельной реформы. В это время он прочно занимает позицию государственника. Позднее сближается со славянофилами, т.к. уходит от личности и приходит к общине. Признает роль и значение общины, не свойственные западным. 1859 - статья "Взгляд на сельскую русскую общину" - привычна для крестьян => нужно ее сохранить - это верное убежище для масс от монополии помещика. С распадом общины произойдет обнищание крестьянства. Оно исчезнет как опора государства. К 60-м годам XIX века Кавелин приходит к мысли, что крестьянам присуща идея самодержавия. Самой верной считает идею просвещенного прогрессивного абсолютизма. Идея Конституции - преждевременна, может отпугнуть власть от реформ. Прежде, чем решать вопрос с Конституцией - нужно решить проблему крепкого, справедливого суда - тогда Конституция создастся сама собой. 60-е годы - зарождение русского нигилизма. ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ В молодости увлекался естесственными науками, утопическим социализмом. Оказался в кружке Буташевича-Петрашевского. Когда петрашевцев будут арестовывать - он и Семенов - в научной экспедиции, потом их тоже арестуют, но все закончится благополучно. Книга "Россия и Европа" - идея культурно-исторических типов(каждый народ идет своим путем => нельзя говорить о правильности развития какой-либо цивилизации); попытка привить одну цивилизацию другой бесполезна; первым говорит, что цивилизации России и Европы -разные, Европа видит в славянах чуждое и враждебное начало. Считал, что для всякого славянина первой после Бога должна быть идея славянства - жизненность этой точки зрения впоследствии не подтвердилась. Славянские народы развивались в отрыве от России, но вера оставалась единой. В науке известен благодаря главному труду своей жизни - критике дарвинизма. Пытался доказать, что нельзя свести развитие и эволюцию природы только к борьбе видов. ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ Прожил жизнь в исканиях, метаниях. Знал многие страны, народы, великолепно знал нравы русского дворянства, что прекрасно описал в книгах 50-60-х годов. Одно время общался с деятелями левого крыла, но их идея уравнительства, даже в сфере духовных ценностей, ему не нравится, он отходит от них, считает, что общество способно развиваться, только если в нем присутствует "разноцветье". В начале 70-х он тяжело болеет, его взгляды меняются, т.к. он, выздоровев, отправляется в Афонский монастырь, затем в Оптину пустынь и принимает тайный постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Возвращается в Оптину пустынь. В своих мметаниях он пытается понять путь России. ст. "Византизм и славянство" в России оформилась прослойка людей, живущих по-европейски, а России нужен византизм, более жесткие ограничители, нужно ее "подморозить", чтобы не допустить ее сползания в череду европейских революций. Остановить в России рост либеральных настроений не удастся, произойдет кровопролитная революция. ПОЧВЕННИЧЕСТВО Одно из видных течений 60-х годов XIX века. Идеологи - братья Достоевские, издававшие журналы "Время" и "Эпоха". С ними сотрудничает Аполлон Григорьев, Николай Николаевич Страхов. Почвенничество - своеобразный скол со славянофильства. Необходимо использовать чужой опыт, если он не противоречит уже известным идеям. Почвенники сформировались в общество во время проведения реформ. Они ориентируются на будущее страны. ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ В 40-е годы получает известность как писатель, написав роман "Бедные люди". Эволюционирует не в сторону проблем общества, а в сторону проблем человека. Посещает пятницы Петрашевского, становится одним из лидеров, намечался как член узкого кружка. Получает смертный приговор, который заменили каторгой в северном Казахстане. Роман "Записки из мертвого дома" - о поломанных судьбах людей, с которыми он встретился на каторге. По глубине проникновения в человеческую психику ему нет равных. Самый популярный и читаемый автор в Европе. "Братья Карамазовы" -отражает процесс над нечаевцами, для которых нет никаких ограничений. Этот постулат недопустим для Достоевского: вместо христианской морали в сознание этих людей входит бесовщина. Роман незавершен, автор показывает людские метания. Для него важно не материальное начало, а согласие с самим собой. Русский народ не ставит целью подчинение и покорение других народов, он способен уживаться с ними, быть отзывчивым на чужую боль. Сила русского народа - в стремлении помочь другим. Стать настоящим русским - принести примирение в Западный мир. Россия должна и может играть примиряющую роль в мире ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910) Родился в семье графа, получил прекрасное домашнее образование, обучался в Казанском университете, но не закончил его. Решает проверить себя на военной службе, пишет свои первые произведения. основанные на впечатлениях от крымской и кавказской войн. Писал солдатам песни, в военной карьере не продвинулся, возвращается в имение. Открывает Яснополянскую школу, сам пишет программы для крепостных детей. Пишет "Война и мир", "Анна Каренина". Романы оценивались по-разному. Были еще живы участники войны 1812 года, Анна Каренина же воспринялась как мелочь, в сравнении с эпопеей Война и Мир. Т. чувствует неудовлетворенность тем, что он делает и как живет. Отказывается от барских привычек и художественного творчества. Если писвать, то так, чтобы было понятно и доступно любому мужику.Затем - обращается к публицистике, за что получает большую известность. Последователи Толстого - толстовцы, их общины просуществовали до 20-х годов XX века. Среди последователей были разные люди: дворяне, крестьяне, интеллигенция. Официальная церковь резко осуждает Толстого, т.к. он берет на себя миссию выработки нового нравственно-религиозного учения, резко критикует монашество, не принимает многие христианские догмы. Его отлучают от церкви. Анархист, противопоставлял народ и власть, народ и церковь. Толстой пытался увидеть в православной религии положительное, поэтому часто ездил в Оптину пустынь. Негативно относился к смертной казни. Основа человеческой жизни - любовь, алюбовь есть Бог. Воспринимает культуру только с позиции полезности для человека. Отритцает науку, если она не несет позитивного, необходимого человеку знания. СТРАХОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1896) Из духовного сословия, воспитывался в духовной семинарии, но не как духовный человек, а как патриот России. Глубоко религиозен и патриотичен. Попав в Спб университет, он попал в атеистическое вольнодумное общество. Конфликт между полученным в семинарии и в университете. Ушел из университета. в педагогический институт, учится на государственной основе, потом 10 лет работает учителем. В 50-е годы знакомится с почвенниками, включается в состав издателей журналов. 1863 - статья "Роковой вопрос" - основание для закрытия журнала Время. Пишет, что прежде, чем добиваться от других народов понимания, нужно самим разобраться в себе. А статья вышла вовремя восстания в Польше. Правительство восприняло эту статью как пропольскую. Страхов занимается публицистикой, пишет статьи о русской литературе "Бедность русской литературы" 1868: не отрицает Ломоносова и Пушкина, но! Сознание русского человека - бедно и он восприрнимает литературу как развлечение, не пытается понять глубинного смысла. 1872 -"Мир как целое". Главная идея: исследуя картину мира, необходимо понять, какое место в нем занимает человек. 1882,1883,1896 -"Борьба с Западом" - Запад выработал основные критерии оценок любого общества и государства и хочет подогнать под них всех остальных. Задача прогресса - достичь благополучия, но если это и достижимо, то непомерно высокой ценой. Запад достигает своего богатства за счет других народов; дух времени проявляется там в революционных потрясениях - челевек против человека. Такого не должно быть в России. В последние годы пишет критические работы на произведения Толстого, Тургенева, Пушкина. Сам Толстой позднее сказал, что Страхов лучше всех остальных разобрался в его творчестве.