Глобализация
Глобализация или гробаризация?
Фрэнсис Фукуяма

ИМПЕРСКИЕ “ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ” И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

К.В. Юматов, С.А. Васютин

Термин “империя” стал расхожим выражением в современной науке, публицистике и художественной литературе. Его употребляют по отношению к абсолютно разным государственным образованиям: от древних государств Востока до тоталитарных монстров ХХ века. В политологии создана некая “идеальная модель” (вспоминая терминологию М. Вебера) имперской государственной структуры. Изучение ее до сих пор не потеряло своей актуальности. Но не менее важной, с нашей точки зрения, является проблема изучения “имперского” мышления, имперской идеологии и их влияния на внешний мир.

В современной науке принято рассматривать “имперское мышление”, “имперские амбиции” исключительно как негативный фактор. Это обусловлено ходом исторических процессов XX века. Господствующие в современном мире “демократические ценности” сделали “империю” своеобразным пугалом для человечества. Но, как это ни парадоксально, в современных международных отношениях господствуют информационные системы, которые с полным правом можно назвать имперскими. Рассмотрим их подробнее.

В рамках любого государства формируется контролируемый информационный поток, выраженный в атрибутах и символах власти, в государственном законодательстве и идеологии, в реалиях исторических процессов. Особая черта имперских “информационных систем” заключается в претензии на всеобщность и непогрешимость собственных ценностей, стремление к навязыванию их, что может рассматриваться как стремление к глобализации собственной модели. “Субъекты империи” должны признать систему ценностей митрополии. Основная задача создателей информационных систем империи решить эту проблему. “Цивилизаторство” является непременным атрибутом имперских “информационных систем”. Мы думаем, все согласятся с тем, что имперское мышление присуще не только унитарным монархическим империям, но и государствам иного типа. Представляется, что именно “имперские информационные системы” породили процесс глобализации мира.

Мифологическое мышление рассматривает мир как пространство с одним сакральным центром. И даже огромные государства древней Азии и Римская империя не разрушили этого представления. Центр сакральный всегда совпадал с центром политическим. Есть “мы” и есть “они”, есть наша “срединная усадьба” (как бы ее не называли: “Рим”, “Митгардт” или “Иерусалим”) и есть “варварская” территория.

Воспроизводство имперской идеи ярко проявляется в средневековой истории. Общеизвестно, что империя Каролингов и “Священная Римская империя германской нации” рассматривалась их создателями как возрожденная “Pax Romana”. Греки Византийского государства вообще не отделяли себя от античной эпохи, а свою империю называли “Ромейской”.

Но при всей похожести внешних форм, у средневекового понимания империи, появилось одно коренное отличие от древних государств. Единого центра у мира не стало. Иерусалим стал центром всехристианским сакральным, Рим — западноевропейским католическим, Константинополь — схизматическим, Аахен — имперским, столицы (Париж, Лондон и др.) — национальными, Генуя, Венеция, Лион, Ганза — торговыми и т.д. Иерархическая социальная структура переносилась на структуру мировую. Мир перестал быть единообразным, стал многоуровневым. С этого момента можно говорить о начале процесса глобализации и господства “имперской системы информации”. Появилась идеология, способная объединить этот иерархический мир. Католицизм стал имперской идеей. Во внешней политике ярким выражением этого стали крестовые походы. Освященные идеей “освобождения Гроба Господня”, на самом деле они были попытка создания католической империи. Восток перестал быть чужим, Восток должен был вернуться в христианскую ойкумену. Символом этого события становился захват Иерусалима — культового центра мира. Отход от восприятия мира в границах “собственной усадьбы” или “сеньории”, признание “своей” территории Востока символизируют начало информационно-ценностного объединения мира. Испанская Реконкиста подтверждает этот вывод.

Эпоха Великих географических открытий, Конкисты и создания огромных колониальных империй нового времени ускорили превращение отдаленных земель в “ойкумену”, обитаемое, цивилизованное пространство. Развитие транспорта способствовало осознанию единства мира. И движущей силой глобализации продолжала оставаться имперская идея колониализма. Как ни парадоксально это звучит, мир становился все обширнее, но при этом все меньше.

Расцвет имперской идеологии, несомненно, приходится на конец XVIII – начало ХХ века. Французская революция и Наполеоновские войны ясно показали миру, что события, которые происходят на территории одной державы, теперь эхом отдаются в истории остальных.

Конец XIX – начало ХХ в. были названы Эриком Хобсбаумом веком империй. И не важно, о какой государственной системе идет речь — будь это монархические Россия и Германия, конституционно-монархическая Англия или республиканская Франция. Их идеология, политика и экономика были подчинены имперской идее. Империализм был господствующей идеологией Запада. Необходимым итогом этого стали две Мировые войны. И в то же время военно-политические блоки, решающие судьбы ВСЕГО МИРА стали симптомом процесса названного в современной культурологии глобализмом. Поэтому, представляется, что рождению всеобщности мира, осознания человечеством своего единства мы обязаны имперским “информационным системам”.

Реалии конца XX столетия ярко демонстрируют нам, что имперская идея жива и продолжает свое существование на новом этапе постиндустриального общества. Современная “имперская идея” основана на демократических ценностях. “Демократическая империя” Запада ныне охватывает все мировое пространство. “Империя” расширяется различными методами. Экономика Запада уже доказала свое превосходство на этом этапе развития человечества. Для нормального выживания в этом мире страны Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки необходимо должны принять западную экономическую модель, основанную на высокотехнологичном производстве. Политическая модель либо принимается добровольно, либо навязывается силовыми методами. Массовая культура способствует популяризации и усвоению западных, а не традиционных ценностей. Глобальная Всемирная сеть Интернет становится в настоящее время все более мощным объединяющим фактором в осознании человечества себя как единого целого. Это понимание объективно заставляет выбирать наиболее устойчивые на данный момент информационные и ценностные ориентиры. А таковыми в настоящее время являются ориентиры Западной Европы и США.

Само собой, что расширение любой “империи”, пусть даже самой демократической, не может не вызывать сопротивления со стороны “не имперских” государств и народов. И чем глобальнее империя, тем сложнее конфликты внутри нее и в сфере ее влияния (как известно, чем сложнее система, тем быстрее она ломается). Отсюда и глобальность любого современного конфликта. Отсюда мировой резонанс локальных войн (вспомним Ирак, Иран, Югославию, Чечню и т.д.).

Представляется, что “имперские информационные системы” являются непременным атрибутом международных отношений и вряд ли можно рассчитывать на их исчезновение в ближайшее время. Их нельзя рассматривать как фактор сугубо негативный, или сугубо позитивный. Это объективная реальность существования высокоразвитого общества. Данный факт необходимо учитывать при выборе внешне- и внутриполитических ориентиров.



Пишите письма Идеи всемирной истории Главный Теоретик собственной персоной

Сайт управляется системой uCoz